1931
год. В новом доме, пахнущем свежей древесиной, с ледяными окнами, за столом на
крестовинах уселись на нары 27 ребятишек в возрасте от 8 до 15 лет, с
любопытством рассматривая незнакомые предметы (это были карандаши и листы
бумаги): большинство в оленьих, заячьих рубашонках, торбасах, некоторые даже с
трубками за поясами. С завороженными глазами они смотрели на высокого,
стройного красивого паренька с голубыми глазами. Посмотрев на ребят, он сказал:
«Я ваш учитель. Меня зовут Панкратий Иович Борисов. Я буду вас учить писать,
читать, считать». Ребята внимательно слушали, что такое школа, для чего она.
Потом учитель позвал девочку, дал ей что-то железное, издающее мелодичный звон,
и сказал: «Сейчас Лина даст первый звонок, который будет звать вас на урок»…
Ребята склонились над своими листочками, старательно выводя крестики, кружочки,
палочки.
Так начиналась новая жизнь в первой школе Нелемного.
Мог ли думать молодой учитель, которого ожидали трудности с одеждой, с питанием
для ребят, работа без заработка, что пройдет немного времени и мечта его о
лучшей жизни для маленького юкагирского народа осуществится? Но он верил в то,
что его ученики станут достойными людьми, и многие из них доказали это. И,
действительно, одна из его учениц, Слепцова Акулина Васильевна, стала известной
народной мастерицей, наставницей и помощником школы во всех ее
начинаниях. Один из любимых и одаренных учеников Борисова, Шалугин
Григорий Васильевич, окончивший за два года четырехклассное обучение, стал
знаменитым кадровым охотником, орденоносцем. И таких учеников было много,
которые впоследствии с благодарностью и любовью вспоминали о своем первом
учителе.
Позднее П.И. Борисов с гордостью скажет, что его ученики работают
во всех отраслях народного хозяйства и культуры. Стали летчиками,
механизаторами, учителями, врачами, знатными охотниками, руководящими
работниками, геологами, строителями…
Но школа была начальной. И чтобы продолжить учебу, нужно было уехать из села.
Сколько боли и огорчения приносили родителям и школьникам вынужденная учеба
вдалеке от родных мест? И хоть какими бы хорошими были и интернат,
и школа, и учителя в Зырянке, многие ученики, особенно мальчики, в буквальном
смысле убегали домой в Нелемное. Учеба для них на этом заканчивалась.
Этот вопрос решился в 1979 году, когда школа стала восьмилетней, а через
девять лет ученики школы получили впервые аттестат о среднем образовании.
Но, радуясь за молодое поколение, старики сожалели о том, что молодежь, получая
образование, уходит из школы без знания родного языка и культуры.
Но как решить эту проблему?
В конце 70-х – начале 80-х предпринимается попытка ведения юкагирского языка
факультативно, где учеников обучают носители языка Данилова А.В., Слепцова
А.В., Спиридонов В.В, Шадрина А.Е., которая, несмотря на преклонный возраст,
продолжает учить ребят. А с 1986 года юкагирский язык ввели в учебный план как
предмет для школ Крайнего Севера.
Как обучать детей родному языку, не имея букварей, пособий, книг? Еще в
30-ые годы, по словам Н.И.Спиридонова – Текки Одулока, имя которого носит наша
школа, началась работа по подготовке учебных пособий в Институте Народов Севера
в Ленинграде. К сожалению, эта работа была приостановлена. И только в 1983 года
ученики школы Андрюшкино получили первый букварь на тундренном диалекте
Г.Н.Курилова - Улуро Адо, а через десять лет появился первый букварь Николаевой
И.Н, и Спиридонова В.К. для учеников нашей школы на диалекте лесных юкагиров.
В этом же году была открыта республиканская экспериментальная площадка по теме
«Формирование и развитие личности ребенка – юкагира в полиэтнической среде». Учителя-энтузиасты
стали работать над программами новых экспериментальных предметов, по которым
работают и по сей день. Можно позавидовать стойкости и мужеству этих
людей, которые, не считаясь со временем, сделали за короткий период ту
работу, которая посильна целому штату научных исследовательских
институтов.
Уникальность работы этих программ в том, что их соавторами являются ученики.
Необычными были уроки-семинары по литературе коренных народов Крайнего
Севера для 5 – 11-х классов, автором которой была Наумова Д.И., заслуженный
учитель ЯАССР. Не менее интересны уроки Дзингалевской Т.П., отличника
образования, автора программы по этому предмету для начальных классов.
Кабинет Е.И. Дьячковой, учителя юкагирской национальной культуры и
обслуживающего труда «Индэнуй пайпадиэ» («Юкагирская мастерица»),
стипендиата Фонда «Дети – Саха Азия», Гранта Президента Республики Саха,
можно назвать своего рода лабораторией, где все учебные материалы,
представляющие культуру родного народа – наглядные иллюстративные материалы,
мини- книжки, тематические стенды, поделки и др. – создаются в творческом
сотрудничестве учителя с учениками. За долгий добросовестный
педагогический труд на ниве просвещения она награждена знаком РС (Я)
«Гражданская доблесть». Азам охоты и охотничьему промыслу обучались
мальчики, на уроках Прокопьева Г.Г по новому для них предмету.
Появились в школе и свои национальные праздники, которые проводятся каждый год.
Сколько старания, умения, фантазии и выдумки приходится приложить
девочкам и их мамам, готовясь к празднику «Чахадаан Пайпадиэ», что означает
«Девушка с реки Ясачной», чтобы победить. Это и интервью на родном языке с
«иностранными гостями», и различные поделки из природного материала, это и
необычные блюда, в виде гнезда глухаря, и авангардная мода, не хуже чем у
Валентина Юдашкина: «Девочка – Ураса», «Мать - Земля», «Река Чахадаан» и др. И,
конечно, танцы и песни на родном языке. Жизнь и игры предков оживают в конкурсе
«Ханичэ» - «Лучший охотник». «Ну-ка, кто проворней и ловчей»- в разжигании
костра, в метании копья, боласа – связки камней на длинных ремнях,
стрельбе из лука и ружья и других состязаниях?
А сколько восхищения вызывает талант юных артистов школьного фольклорного
ансамбля «Ярхадана»! Им аплодировали не только в Якутске, но и во
Владивостоке, Москве и даже за рубежом, во Франции. А о спортивных
достижениях учеников говорят многочисленные грамоты и
дипломы.
Любая школа известна своими учителями и учениками, кто достиг профессиональных
высот, кто, окончив школу, старается внести свой вклад в
социально-экономическое развитие села. Среди них такие учителя как Дьячкова
И.А., Сахаровская Е.Н., Бушковы Р.В. и Ю.Т., Чепрасова Е.И., Прокопьева П.Е.,
Аянитова Е.А., Прокопьева А.Е. и др. Многие выпускники, получив образование,
возвращаются в родную школу.
Если раньше сетовали, что выпускники школ выбирают, в основном гуманитарное
образование, то сейчас, благодаря учителю химии и биологии Сахаровской Е.Н.,
отличника образования, многие из них хотят стать медиками, биологами, химии.
Для многих учеников, такие сложные и трудные уроки по предметам
естественнонаучного цикла, стали любимыми.
Как радует родителей то, что получить высшее образование стремятся сейчас не
только девочки, но и мальчики. И не только родители и учителя, но и
жители поселка гордятся тем, что впервые в истории школы и села появилась
молодежь, которая встала на научную стезю: появились аспиранты, будущие ученые
и преподаватели: Бушков Т.Ю (преподаватель иностранного языка в ЯГУ), Казаев
А.В.(историк), Чепрасов М.Ю.(биолог), Прокопьева А.Е.(филолог). А Прокопьева
П.Е, став кандидатом педагогических наук, возглавляя одну из кафедр в ИПМНИ г.
Якутска, уже курирует нашу школу по работе республиканской экспериментальной
площадки.
Какой же была эта сельская школа, какие здесь работали учители, чтобы она
оставила такой неизгладимый след в душе ребят, которые в своих
воспоминаниях о родной школе писали, что «школа стала для нас вторым домом»?
Одна из учениц, Гусева А.Е., вспоминая школьные годы и своих любимых учителей,
пишет: «Своими маленькими сердцами мы чувствовали их любовь и отвечали им
взаимностью… Любовь и благодарность к этим женщинам переполняет мое сердце. Я и
сейчас их люблю, как могут любить только дети, и буду любить до конца своей
земной жизни».
Каждый педагог, помогая своим ученикам на трудном и интересном пути
в страну знаний, мог бы сказать как первый учитель села Нелемного Борисов
Панкратий Иович: «Я рад тому, что наш труд не пропал даром – дал свои
плоды».
Не верилось когда-то первым ученикам, что их дети и внуки будут учиться в
красивой просторной светлой школе, сидеть за удобными партами, за столами
с компьютерами, обедать в столовой, где подают и первое, и второе, и третье.
Мечты всегда сбываются. Сбудется также и то, о чем мечтают уже нынешние
ученики: о компьютерах на каждом учебном столе, о спортивном инвентаре,
особенно о лыжах, чтобы ставить рекорды, о просторных мастерских для уроков
труда, и конечно, об Интернете.