Пятница
19 Апреля 2024
Нашему сайту
Форма входа
Документы по республиканской
экспериментальной площадки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Республиканская экспериментальная площадка на базе
МОУ Нелемнинской СОШ им. Текки Одулока
Верхнеколымского района РС (Я)


Юкагиры являются одним из древнейших этносов северо-восточной Азии. По мнению ученых, предки юкагиров – это представители уралоязычного населения, освоившие в раннем неолите северо-восточную часть Евразийского континента.

Сегодня Республика Саха (Якутия) является единственным местом в мире, где компактно проживают два юкагироязычных народа (всего 1097 чел) – это одулы с. Нелемное Верхнеколымского улуса (таежные юкагиры) и вадулы с. Андрюшкино Нижнеколымского улуса (тундренные юкагиры).

Сохранившиеся две группы юкагиров, по признанию исследователей, существенно отличаются друг от друга по языку, фольклору, особенностям национальной культуры, что обусловлено  своеобразием исторического пути народов, проживанием их в разных природных зонах (тайга, тундра), спецификой социально-культурной жизни.

По традиции, сложившейся в лингвистической науке, различают верхнеколымский (таежный) и нижнеколымский (тундренный) диалекты юкагирского языка. Однако, как показывают исследования в области юкагирской филологии, правильным будет считать языки юкагиров Верхней и Нижней Колымы самостоятельными языками, сохранившимися из некогда большой юкагирской языковой семьи.

Языковая и этнокультурная ситуация у юкагиров остается очень сложной. В настоящее время юкагирский язык относится к группе исчезающих языков мира. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., родным язык своей национальности назвали 19, 5 % юкагиров, в реальности же количество владеющих юкагирским языком гораздо меньше. В селе Нелемное практически отсутствует языковая среда, уходят из жизни последние носители юкагирского языка, фольклора и культуры.

В Нелемнинской средней школе в процессе действия Программы по созданию на основе школы этнокультурного центра (2000 – 2004 гг.) была сформирована система учебно-воспитательной работы по сохранению юкагирского языка и культуры; налажена связь с работой СДК; по согласованию с общиной школой были получены охотничьи угодья; укреплена материально-техническая база школы, обеспечен конкурентоспособный уровень подготовки выпускников.  Учителя школы активно распространяют опыт на республиканском и региональном уровне, выпускают учебные пособия и программы, трудятся над созданием учебно-методической литературы.

Однако, следует констатировать, что некоторые из поставленных школой целей по различным объективным причинам не были достигнуты или своевременно осуществлены. Так, из-за отсутствия специализированных кадров, методик по обучению языку невладеющих не было сразу введено обучению юкагирскому языку в детском саду (систематические занятия начались с сентября 2004 г.); вследствие проблемы текучести кадров по юкагирскому языку не были в срок открыты курсы юкагирского языка для населения (регулярные курсы начались с 2004 г.); по причине отсутствия радиовещания не удалось организовать выпуск радиопередач на юкагирском языке.

Совершенствование работы по изучению юкагирского языка в школе значительно осложняется такими факторами, как 1) недостаточная изученность юкагирского языка в лингвистическом плане; 2) нехватка педагогических кадров; 3)) неразработанность орфографии юкагирского языка; 4) серьезный недостаток в учебной и методической литературе по обучению родным языкам невладеющих им. Вследствие того, учителя затрудняются в определении структуры и содержания учебных программ по языку, нуждаются в практической научно-методической помощи.

Работа по сохранению и возрождению юкагирского языка и культуры в условиях сложившейся этнокультурной ситуации – процесс сложный и длительный. При всем том, что остаются проблемы, обусловленные современным состоянием сохранности юкагирской культуры, можно говорить о  наличии таких позитивных изменений, как активизация и рост интереса учащихся к изучению родного языка и культуры, понимание населением значимости роли школы в сохранении народных традиций  (86, 7 % респондентов), участие в экспериментальном процессе общественности села. Все это  позволяет сделать вывод о необходимости продолжения работы в этом направлении, ее углубления и расширения, корректировки и поиска новых форм деятельности школы как этнокультурного центра с учетом полученных результатов эксперимента.

Полный текст Программы развития эксперимента вы можете скачать по данной ссылке