Понедельник
02 Декабря 2024
Нашему сайту
Категории каталога
Официальные документы [6]
Экспериментальные программы [6]
Республиканская экспериментальная площадка [0]
Научно-практические конференции [3]
Форма входа
Экспериментальная площадка
Экспериментальная площадка
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какую часть нашего сайта следует развивать?
Всего ответов: 45
Главная » Статьи » Экспериментальная площадка » Экспериментальные программы

Экспериментальная программа по валеологии (2)

Введение.

В настоящее время остро встал вопрос о здоровье молодого поколения. Сберечь и увеличить резервы физического и психического здоровья подрастающего поколения - означает без всякого преувеличения приумножить потенциал могущества Родины. Медицина вообще и педиатрия в частности носят преимущественно лечебный характер. В медицинской науке и практике размылось, утратило ценность и цельность представление о здоровье. В сознании же многих людей оно связано с лечением. Между тем, здоровье человека и ребенка в первую очередь зависит, прежде всего, от условий и образа жизни. Устав Всемирной организации здравоохранения дает определение здоровью, как «состояние полного физического и социальное благополучия».

Для решения проблем здоровья подрастающего поколения нужна единая система знаний и практической деятельности, цель которых – сохранение, укрепление и развитие здоровья здоровых детей. Этим целям отвечает новая наука – валеология ( от латинского valeo – быть здоровым). Валеология аккумулирует в себе успехи экологии, биологии, генетики, педиатрии, возрастной физиологии, гигиены, диетики, физической культуры, иммунологии, психологии, социологии, педагогики, демографии и многих других наук ( и даже искусств), направленных к одной цели: физическому, психическому и социальному благополучию граждан).

Задача предмета – воспитание общей культуры здоровья, обучение основам укрепления и развития физического, эмоционально-психического здоровья.

 

Пояснительная записка

 

Предмет «валеология» преподается в VXI классах 1 час в неделю (32 ч).

Программа разработана с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся и представлена тремя разделами, в совокупности составляющие  область знаний, охватывающую теорию и практику профилактики различных заболеваний и различных отрицательных воздействий естественного и искусственного происхождения.

Каждый по отдельности раздел программы представляет собой самостоятельный блок, имеющий свои специфические задачи и структуру.

 

I раздел  Физиология человека и здоровый образ жизни.

Раздел не должен дублировать предмет «Человек и его здоровье» в IX классе. В V классе изучается организм человека с токи зрения режима дня.

В VIVIII классах изучается поэтапно системы органов, начиная с более понятных и заканчивая в IX классе общей системой оздоровления, основанной на рекомендациях, как известных специалистов, так и на нетрадиционных методах лечения.

II раздел Основы сексологии.

В последнее время проблемы сексуального воспитания приобрели особую значимость. ВОЗ объявила последнее десятилетие XX века десятилетием репродуктивного здоровья подростка. Изучение курса проводится с V класса. Этот возрастной период является оптимальным для начального сексуального воспитания детей.

В последующие годы, вплоть до IX класса, знания расширяются и углубляются. Часть тем ведется в однополых группах.

 

III раздел Окружающая среда и здоровье человека.

Этот раздел включает в себя вопросы экологии воздействия человека на природу и влияние факторов природы на человека. В этом разделе изучается экология жилища, лекарственные растения, распознавание и применение.

В каждом разделе уделяется место вопросам выработки устойчивого поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.

Каждая тема раздела в той или иной степени должна быть связана с региональными особенностями; необходимо уделять внимание на изучение условий среды экстремальных климатических условий Якутии и их влиянию на физиологические процессы, особенности питания, а, следовательно, специфическим болезням. Особое внимание необходимо уделять влиянию алкоголя, наркомании и табакокурения на организм аборигенов Севера, а также психофизическим особенностям детей Севера.

На уроках «Валеологии» осуществляется межпредметная связь с биологией ( «Растения», «Животные», «Человек»), юкагирской национальной культурой, физической географией, охотой и охотпромыслами, физической культурой. 

 

Рекомендации к методике преподавания

Основная форма урок-лекция с беседой, но существуют и другие формы: семинары, мини-спектакли, уроки-состязания, практические работы.

Проверка и оценка знаний проводится на неделях биологии, днях здоровья, зачетных уроках четверти и в IX классе на экзамене по биологии выделяется 3-й вопрос по валеологии.

 

 

Валеология 5 класс.

1. Введение /I час/.

Понятие о человеке, как о живом организме. Развитие знаний о природе человека.

Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Понятие здорового образа

жизни.

2. Общий план строения человеческого организма /2 часа/. Понятие об органах, системах органов, их расположение в организме. Клетка -структурная и функциональная единица живого. Ткани. Обобщение /I час/.

3. Факторы здорового образа жизни /12 часов/. Гигиена- наука о взаимосвязи человека и окружающей среды. Основные принципы личной гигиены. Режим дня. Физиология сна. «Совы» и «жаворонки». Роль физических упражнений для здоровья. Значение пребывания на свежем воздухе. Закаливание. Особенности питания. Состав пищи. Основные правила питания. Память. Правила умственного труда. Вредные привычки. Темперамент. Правила поведения особенности жизни на севере. Профилактика ОРЗ.

Практические работы.

Строение кожи. Выяснение моющих свойств мыла. Комплекс утренней гимнастики. Упражнения для закрепления памяти. Определение типа памяти. Определения типов темперамента. Моделирование рабочего места. Ролевые игры (общение).

4. Оказание первой помощи 11 часа/.

Определение пульса. Остановка кровотечений. Способы перевязки. Искусственное

дыхание. Отморожение.

Обобщение /I час/ по разделам «факторы здорового образа жизни», «оказания первой помощи».

5. Основы сексологии /4 часа/.

Начало жизни. Понятие о половых клетках. Оплодотворение. Почему дети похожи на

родителей. Красота человеческого тела. Понятие эстетики. Школа безопасности.

6. Человек- обитатель планеты Земля /З часа/.

Связи человека с окружающей средой. Понятие экологии. Здоровье, как реакция на

окружающую среду. Деятельность человека и его влияние на природу.

Обобщение /I час/. Валеология - наука о здоровом образе жизни.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

что означает слово «валеология», «здоровый образ жизни», «калории», «белки»,

«жиры», «витамины», «углеводы», «профилактика».

строение человеческого организма и всех живых организмов /общее в строении/.

Отличие живого от неживого, растения от животного.

- основные принципы личной гигиены, питания, сна, умственной работы.

- об отрицательной роли вредных привычек. основные правила поведения.

- о причинах зарождения жизни, основах генетики.

что означает слово «экология». Взаимосвязь человека и окружающей среды. Учащиеся должны уметь:

показать на себе область основных органов.

- составить примерный распорядок дня, меню.

выполнять простейший комплекс утренней гимнастики.

оказывать первую медицинскую помощь при несложных травмах, обморожениях,

остановки дыхания.


Валеология 6 класс.

I. Введение /1час/.

Особенности развития организма подростка младшего школьного возраста. Понятие о

функциональных нарушениях и компенсации.

II. Физиология человека и здоровый образ жизни.

1. Опорно-двигательная система. /10 часов/.

Значение, функции органов, входящих в систему. Представления о красоте

человеческого тела в разные эпохи. Пропорция тела. Понятие антропометрии. Осанка.

Мышцы и условия их развития. Роль физических упражнений для развития о/д

системы. Болезни о/д системы, их профилактика. Переломы, вывихи, растяжения,

ушибы. Способы оказания первой помощи, первичное диагностирование.

Практические занятия:

а) Измерение правильности осанки. Комплекс упражнений.

б) Антропометрия; первоначальное измерение и расчеты (условные).

в) Упражнения, ускоряющие рост.

г) Способы наложения тугой повязки, шин, вправление н/челюстной кости при вывихе. 2. Дыхательная система. /9 часов/.

Значения, строения системы. Заболевания органов дыхания и их предупреждения. Болезни, передающиеся воздушно-капельным путем: ОРЗ, грипп, туберкулез. Профилактика полезней о/д системы на Крайнем Севере. Способы правильного дыхания. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при утоплении, удушении, заваливании землей, электрошока. Влияние окружающей среды на органы дыхания. Гигиена жилища, рабочих помещений. Практические занятия:

а) Профилактический массаж против ОРЗ.

б) Упражнения для развития голоса.

в) Оказание первой помощи.

III. Основы сексологии /5 часов/.

Половое созревание у девочек. Понятие о гормонах. Норма полового созревания.

Интимная гигиена. Особенности психологии и физиологии девочек - подросток /1ч./-

для девочек.

Половое созревание у мальчиков. Понятие о гормонах. Никотин, алкоголь и

наркотические вещества, их влияние на половые гормоны. Особенности полового

созревания у мужчин. Девочки как «слабый пол» и бережное отношение к ним /1ч./

Гигиена девочек. Общегигиенические и косметические советы для девочек. Чистота,

физическое здоровье и рацион питания, как основа красоты. Женственность как стиль

поведения. Культура внешнего вида (одежда, прическа, украшения)/! ч./

Как беречь себя и друг друга. Опасность общения с незнакомыми людьми.

Представления о гомосексуалистах и эксгибиционистах. Как избежать опасности /1ч./

Общение. Культура общения. Речь как средство общения. Советы.

IV. Влияние окружающей среды на организм человека 11 часа/.

Изменения взаимоотношений человека и природы во времени, отражение этого

процесса на здоровье людей. Болезни века.

Практическая работа: Дискуссия на тему «Человек- хозяин природы, он ее часть».

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

особенности функциональных изменений своего возраста;

знать расположение и значение изученных органов;

- причины возникновения болезней и дефектов;

какое влияние оказывает никотин на органы дыхания;

- значение окружающей среды на организм человека;


объяснить особенности полового созревания;

- о возможных угрозах своей жизни. Учащиеся должны уметь:

- соблюдать профилактические меры против болезней о/д и дыхательной системы;

- определять правильность осанки, обнаруживать первичные признаки искривления позвоночника;

- выполнять упражнения для исправления осанки, дыхательные упражнения;

оказывать первую помощь при несчастных случаях о/д и дыхательной системы;

- соблюдать основные гигиенические правила интимного характера.




Полный текст материала вы можете скачать по ссылке


Категория: Экспериментальные программы | Добавил: Administrator (28 Сентября 2010)
Просмотров: 6545 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Emollasibiofs  
0
Замечательно

[url=http://www.tips2sports.com]бесплатные прогнозы
[/url]

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]