Пятница
29 Ноября 2024
Нашему сайту
Категории каталога
Официальные документы [6]
Экспериментальные программы [6]
Республиканская экспериментальная площадка [0]
Научно-практические конференции [3]
Форма входа
Экспериментальная площадка
Экспериментальная площадка
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Наш опрос
Какую часть нашего сайта следует развивать?
Всего ответов: 45
Главная » Статьи » Экспериментальная площадка » Экспериментальные программы

Экспериментальная программа по Охоте и охотничьему промыслу

Объяснительная записка

Программа "Охота и охотничьи промыслы"  введена  в  рамках экспериментальной работы в Нелемнинской среднем школе с 1994-1995  уч. г.  Программа  должна    способствовать    решению поставленной экспериментом задачи воспитания  и  Формирования личности ребенка знающего культуру и традиции своего народа.

В  процессе  преподавания  охоты  и  охотничьих  промыслов учащиеся   должны   получить   знания   по      традиционному хозяйствованию народов Севера, способствующие их гражданскому становлению  нравственному, интеллектуальному,  физическому развитию, формированию национального самосознания личности. С учетом  возрастных  особенностей  учащихся  должны   решаться следующие задачи:

-          формирование знаний об охоте и  охотничьих  промыслах  и содержании труда в них;

-          выявление и развитие профессиональных способностей;

-          подготовка к профессиональному самоопределению»

-          экологическое воспитание;

-          воспитание уважения к самобытной национальной культуре.

В основу программы положены принципы этнопедагогики» обычаи и традиции народов Севера.

Программа предусматривает преемственное развитие знании  и умении в 5-11 классах.

В процессе преподавания используются разнообразные формы и методы:  Беседа,  лекция, практическая  работа,  экскурсия, демонстрация таблиц, схем, диаграмм, видеофильмов и др.

Во  внеурочные  время  предусматривается   консультативная помощь. В учебный  план  рекомендуется  включение  охотничьей практики с учетом сезонных особенностей охоты  в  регионе.  К проведению некоторых занятии целеобразно привлечение кадровых охотников» специалистов сельского хозяйства.

Особое  внимание  следует  обратить  на  знание  и  точное соблюдение  всеми  учащимися  правил   безопасности    труда, производственной санитарии и личной гигиены.


5 класс.

(16 ч. из них 2 ч. на экскурсию)

1 раздел. Природа родного края. 8 ч.

1 тема. Места, где жили наши предки. 2 ч.

Знакомство с историей юкагирского народа.

Жилье,  одежда, промысел, фольклор юкагиров.

Экскурсия. Особенности жилья наших предков.

 

2 тема. Отношение наших предков к природе. 1ч.

Об основных народных заповедях.

Человек . дитя природы. Береги и защищай животных и растения

 

3 тема. Основное богатство природы. 1 ч.

Птицы, рыбы, звери, растения. Звери и птицы, занесенные в Красную книгу. Составление списка зверей и птиц, обитающих в нашем крае.

Осенняя практика. 4 ч. Ознакомление с т/б на воде.

Выезд с родителями на (природу) рыбалку.

 

2 раздел. Традиционные занятия юкагиров. 8 ч.

1 тема. Значение охоты и рыбаловства в жизни юкагиров. 2ч.

Жизненные условия  наших предков. Продолжение традиционных занятии нашими отцами и братьями.

 

2 тема. Праздники наших предков, связанные с охотой. 2ч.

Начало охоты на крупных копытных, начало весенней рыбалки. (годовой календарь юкагиров).

Экскурсия. Межпредметные связи нац. культура. Обычаи верования юкагиров. Поклонение духу огня, воды.

 

3 тема. Встреча с ветеранами-охотниками. 2ч.

 

4 тема. Охотничьи снаряжения наших предков.

Снаряжения современных охотников. 2ч.

Весенняя практика. 9ч. Ознакомления с техникой безопасности обращения с огнестрельным оружием. Выезд с родителями на весеннюю охоту. Перечень знании и умений, формируемых у учащихся  в  процессе изучения программы.

Учащиеся должны знать:

-          историю и культуру своего народа;

-          основные народные заповеди;

-          животный и растительный мир района;

-          технику безопасности на воде и при обращении с огнестрельным оружием.

Учащиеся должны уметь:

-          определять основных представителей флоры и Фауны района;

-          обращаться с огнестрельным оружием.

 

 

6 класс.

(16 ч. из них 2 ч. на экскурсию.)

3 раздел. Адреса подводных обитателей, 8 ч.

1 тема. Рыбы наших рек и озер. 2 ч.

Знакомство с рыбами водоема реки Ясачной. Их повадки.

Экскурсия. Определенные места, соответствующие образу жизни рыб. Ямы, омуты, фарватер.

 

2 тема. Снаряжение рыбака. 1 ч.

Сети и снасти, средства передвижения.

 

3 тема. Техника безопасности на воде. Узелки на память. 1 ч. Ознакомление с т/б. "Маленькие хитрости рыбака". Осенняя практика. 4 ч. Выезд с родителями на рыбалку.

 

4 раздел. Следы на снежной тропе.  8ч.

1 тема. Тонбэиэ шоромо-охотник-воин, кормилец рода. 1 ч.

Знакомство с опытным, смелым, выносливым юкагирским охотником.

 

2 тема. Практические советы по следопытству зимой. 2ч.

Экскурсия. Выезд после снегопада в тайгу.

 

3 тема. По беличьим и заячьим следам. 1ч.

Повадки, места обитания, время кормежки этих зверей в зимнее время.

 

4 тема. Но следам хищников куньей природы. 2 ч.

Соболь, горностаи.

 

5 тема. Зимние следы крупных копытных. 2 ч.

Выезд на мари, поиски следов сохатых.

 

6 тема. Следы птиц. 1 ч.

Куропатка, глухарь, рябчик.

Весенняя практика. 7ч. Ознакомление с т/б и с принципом работы огнестрельного ружья. Выезд с родителями на весеннюю охоту. Перечень знании и умении» формируемых у учащихся  в  процессе изучения программы.

Учащиеся должны знать:

-          обитателей водоемов,

-          традиционные принципы подготовки охотника-воина,

-          общие сведения по основным промысловым объектам.

Учащиеся должны уметь:

-          ставить сети,

-          определять следы основных объектов охоты.

 

7 класс.

(16 ч. из них 2 ч. на практ. занятия.)

 

5 раздел. Природа-разночинец; она любит труд, мозолистые руки. (Репин И.)

1 тема. Охотничьи обряды наших предков. 2ч.

Обычаи, поклонение духу огня, духам охоты, почтительное отношение к животным тайги, обряды захоронения добытых животных.

Практ. занятия. Ритуальные открытие осеннего сезона охоты.

 

2 тема. Способы ловли рыбы в разные времена года. 1 ч.

Удочки, сети, крючки для налима, торос, вентель для карася. Сроки ловли.

 

3 тема. Охота на зайца. 1 ч.

Среда обитания, образ жизни зайца. Корм.

Методы охоты на зайца. Сроки охоты.

Осенняя практика. 4 ч. Техника безопасности в воде.

Выезд с родителями на (охоту) рыбалку.

 

4 тема. Ориентирование на местности. 2 ч.

Определение юга, севера по рельефу местности.

Умение пользоваться картой и компасом, ориентирование звездами, по солнцу, растениями.

Практ. занятия. Советы заблудившемуся охотнику.

 

5 тема. Снаряжение на охоту. 1 ч.

Необходимый инвентарь для определенного сезона охоты, одежда, обувь, паек.

 

6 тема. Организация охотничьей базы. 3 ч.

Выбор местности, установление палатки, бытовые работы, добывание огня при любой погоде. Техника безопасности против пожара.

 

7 тема. Маленькие "хитрости" охотника. 1 ч.

Полезные советы молодому охотнику.

Весенняя практика. 7 ч. Ознакомление с техн. безоп. и с принципом работы огнестрельного ружья. Выезд с родителями на весеннюю охоту.

Перечень знании и умении, формируемых у учащихся  в  процессе изучения программы. Учащиеся должны знать:

-          охотничьи обряды;

-          организацию охотничьего промысла;

-          технику безопасности при пожаре в лесу.

Учащиеся должны уметь:

-          рыбачить на озере;

-          охотиться на зайца;

-          ориентироваться на местности;

-          организовывать охотбазу.

 


Полный текст материала вы можете скачать по ссылке

Категория: Экспериментальные программы | Добавил: Administrator (28 Сентября 2010)
Просмотров: 1370 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]