Экспериментальная программа по Охоте и охотничьему промыслу
Объяснительная записка
Программа "Охота и
охотничьи промыслы"введенаврамках экспериментальной работы в Нелемнинской среднем школе с 1994-1995уч. г.Программадолжнаспособствоватьрешению поставленной экспериментом задачи
воспитанияиФормирования личности ребенка знающего
культуру и традиции своего народа.
Впроцессепреподаванияохотыиохотничьихпромыслов
учащиесядолжныполучитьзнанияпотрадиционному хозяйствованию народов
Севера, способствующие их гражданскому становлениюнравственному, интеллектуальному,физическому развитию, формированию
национального самосознания личности. С учетомвозрастныхособенностейучащихсядолжнырешаться следующие
задачи:
-формирование
знаний об охоте иохотничьихпромыслахи содержании труда в них;
-выявление и
развитие профессиональных способностей;
-подготовка к
профессиональному самоопределению»
-экологическое
воспитание;
-воспитание
уважения к самобытной национальной культуре.
В основу программы положены
принципы этнопедагогики» обычаи и традиции народов Севера.
Программа предусматривает
преемственное развитие знаниии умении в
5-11 классах.
В процессе преподавания
используются разнообразные формы и методы:Беседа,лекция, практическаяработа,экскурсия, демонстрация таблиц, схем, диаграмм, видеофильмов и др.
Вовнеурочныевремяпредусматриваетсяконсультативная помощь. В учебныйпланрекомендуетсявключениеохотничьей практики с учетом сезонных
особенностей охотыврегионе.К проведению некоторых занятии целеобразно привлечение кадровых
охотников» специалистов сельского хозяйства.
Особоевниманиеследуетобратитьназнаниеиточное соблюдениевсемиучащимисяправилбезопасноститруда, производственной санитарии и личной
гигиены.
5 класс.
(16 ч. из них 2 ч. на
экскурсию)
1 раздел.
Природа родного края. 8 ч.
1 тема. Места,
где жили наши предки. 2 ч.
Знакомство с историей
юкагирского народа.
Жилье,одежда, промысел, фольклор юкагиров.
Экскурсия. Особенности
жилья наших предков.
2 тема.
Отношение наших предков к природе. 1ч.
Об основных народных
заповедях.
Человек . дитя природы.
Береги и защищай животных и растения
3 тема.
Основное богатство природы. 1 ч.
Птицы, рыбы, звери,
растения. Звери и птицы, занесенные в Красную книгу. Составление списка зверей
и птиц, обитающих внашем крае.
Осенняя практика. 4 ч.
Ознакомление с т/б на воде.
Выезд с родителями на
(природу) рыбалку.
2 раздел.
Традиционные занятия юкагиров. 8 ч.
1 тема.
Значение охоты и рыбаловства в жизни юкагиров. 2ч.
Жизненные условиянаших предков. Продолжение традиционных
занятии нашими отцами и братьями.
2 тема.
Праздники наших предков, связанные с охотой. 2ч.
Начало охоты на крупных
копытных, начало весенней рыбалки. (годовой календарь юкагиров).
Экскурсия. Межпредметные
связи нац. культура. Обычаи верования юкагиров. Поклонение духу огня, воды.
3 тема. Встреча
с ветеранами-охотниками. 2ч.
4 тема. Охотничьи
снаряжения наших предков.
Снаряжения современных
охотников. 2ч.
Весенняя практика. 9ч.
Ознакомления с техникой безопасности обращения с огнестрельным оружием. Выезд с
родителями на весеннюю охоту. Перечень знании и умений, формируемых у
учащихсявпроцессе изучения программы.
Учащиеся должны знать:
-историю и
культуру своего народа;
-основные народные
заповеди;
-животный и растительный
мир района;
-технику
безопасности на воде и при обращении с огнестрельным оружием.
Учащиеся должны уметь:
-определять
основных представителей флоры и Фауны района;
-обращаться с
огнестрельным оружием.
6 класс.
(16 ч. из них 2 ч. на
экскурсию.)
3 раздел.
Адреса подводных обитателей, 8 ч.
1 тема. Рыбы
наших рек и озер. 2 ч.
Знакомство с рыбами водоема
реки Ясачной. Их повадки.
Экскурсия. Определенные
места, соответствующие образу жизни рыб. Ямы, омуты, фарватер.
2тема. Снаряжение рыбака. 1 ч.
Сети и снасти, средства
передвижения.
3 тема.
Техника безопасности на воде. Узелки на память. 1 ч. Ознакомление с т/б.
"Маленькие хитрости рыбака". Осенняя практика. 4 ч. Выезд с
родителями на рыбалку.
4 раздел.
Следы на снежной тропе.8ч.
1 тема.
Тонбэиэ шоромо-охотник-воин, кормилец рода. 1 ч.
Знакомство с опытным,
смелым, выносливым юкагирским охотником.
2 тема.
Практические советы по следопытству зимой. 2ч.
Экскурсия. Выезд после
снегопада в тайгу.
3 тема. По
беличьим и заячьим следам. 1ч.
Повадки, места обитания,
время кормежки этих зверей в зимнее время.
4 тема. Но
следам хищников куньей природы. 2 ч.
Соболь, горностаи.
5 тема.
Зимние следы крупных копытных. 2 ч.
Выезд на мари, поиски
следов сохатых.
6 тема. Следы
птиц. 1 ч.
Куропатка, глухарь, рябчик.
Весенняя практика. 7ч.
Ознакомление с т/б и с принципом работы огнестрельного ружья. Выезд с
родителями на весеннюю охоту. Перечень знании и умении» формируемых у
учащихсявпроцессе изучения программы.
Учащиеся должны знать:
-обитателей водоемов,
-традиционные
принципы подготовки охотника-воина,
-общие сведения по
основным промысловым объектам.
Учащиеся должны уметь:
-ставить сети,
-определять следы
основных объектов охоты.
7 класс.
(16 ч. из них 2 ч. на
практ. занятия.)
5 раздел.
Природа-разночинец; она любит труд, мозолистые руки. (Репин И.)
1 тема.
Охотничьи обряды наших предков. 2ч.
Обычаи, поклонение духу
огня, духам охоты, почтительное отношение к животным тайги, обряды захоронения
добытых животных.
Практ. занятия. Ритуальные
открытие осеннего сезона охоты.
2 тема.
Способы ловли рыбы в разные времена года. 1 ч.
Удочки, сети, крючки для
налима, торос,вентель для карася.
Сроки ловли.
3 тема.
Охота на зайца. 1 ч.
Среда обитания, образ жизни
зайца. Корм.
Методы охоты на зайца.
Сроки охоты.
Осенняя практика. 4 ч.
Техника безопасности в воде.
Выезд с родителями на
(охоту) рыбалку.
4 тема.
Ориентирование на местности. 2 ч.
Определение юга, севера по
рельефу местности.
Умение пользоваться картой
и компасом, ориентирование звездами, по солнцу, растениями.
Практ. занятия. Советы
заблудившемуся охотнику.
5 тема.
Снаряжение на охоту. 1 ч.
Необходимый инвентарь для
определенного сезона охоты, одежда, обувь, паек.
6 тема.
Организация охотничьей базы. 3 ч.
Выбор местности,
установление палатки, бытовые работы, добывание огня при любой погоде. Техника
безопасности против пожара.
7 тема.
Маленькие "хитрости" охотника. 1 ч.
Полезные советы молодому
охотнику.
Весенняя практика. 7 ч.
Ознакомление с техн. безоп. и с принципом работы огнестрельного ружья. Выезд с
родителями на весеннюю охоту.
Перечень знании и умении,
формируемых у учащихсявпроцессе изучения программы. Учащиеся должны
знать:
-охотничьи обряды;
-организацию
охотничьего промысла;
-технику
безопасности при пожаре в лесу.
Учащиеся должны уметь:
-рыбачить на
озере;
-охотиться на
зайца;
-ориентироваться
на местности;
-организовывать
охотбазу.
Полный текст материала вы можете скачать по ссылке