Пятница
29 Ноября 2024
Нашему сайту
Категории каталога
Официальные документы [6]
Экспериментальные программы [6]
Республиканская экспериментальная площадка [0]
Научно-практические конференции [3]
Форма входа
Экспериментальная площадка
Экспериментальная площадка
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какую часть нашего сайта следует развивать?
Всего ответов: 45
Главная » Статьи » Экспериментальная площадка » Экспериментальные программы

Экспериментальная программа по Литературе коренных народов Севера

Литература коренных народов Севера (1 класс)

Учебник – хрестоматия

 

1 раздел: Устное народное творчество. Сказки коренных народов Севера (23 часа)

 

1 четверть ( 8 часов)

 

Тема: юкагирские сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни (6 часов)

 

Сведения об устном народном творчестве юкагиров.

 

Беседа учителя «О народе, сложившем эти сказки».

 

     На далеком Северо-Востоке Якутии, на берегу реки Ясачной, что впадает в суровую красавицу Колыму, живут таежные юкагиры – потомственные охотники и рыболовы. Юкагиры – древнейшие жители нашей республики. Предки их пришли в эти земли примерно три-четыре тысячелетия назад, то есть задолго до появления здесь предков эвенков, эвенов, якутов.

    Тогда, как считают историки, вся территория современной Якутии была заселена протоюкагирскими племенами. Они жили по рекам Лене, Алдану, Вилюю, Яне , Индигирке, Колыме и их притокам. Археологи находят оставленные ими многочисленные стоянки с каменными и костяными орудиями труда. Это были кочующие группы охотников, считавшие лося своим божеством и изображавшие его на своих священных скалах.

     Теперь основная группа юкагиров живет по реке Колыме – в Верхнеколымском  и Нижнеколымском районах Республики Саха и несколько семей – в Магаданской области. Верхнеколымские юкагиры сохранили свои традиционные виды промысла – рыболовство и охоту на лося и пушных зверей. А юкагиры Нижней Колымы, живущие в тундре, помимо рыболовства и традиционной охоты на дикого северного оленя, освоили разведение домашних оленей.

    Оленные юкагиры и юкагиры – охотники – это два близкородственных народа, которые однако, отличаются друг от друга своими основными  занятиями, формой жилищ, покроем одежды, предметами быта. Различен у этих народов язык и фольклор. Сказки юкагиров – охотников или, как их еще называют, таежных юкагиров собраны и изучены значительно лучше.

    Некоторые юкагирские сказки, самые древние, объясняют происхождение пятен на луне, появление человека, окраску и повадки животных и многое другое.

    Сюжеты некоторых сказок встречаются в фольклоре других народов. Это так называемые «бродячие сюжеты». Например, у многих народов бытуют сказки, объясняющие происхождение пятен на луне. Нганасаны видят на луне фигуру шамана, поднявшегося туда и ставшего мужем Луны, нанайцы – девочку – лягушку, китайцы видят зайца и называют луну «нефритовый заяц».

    Но особенно популярна сказка о том, как ворона и гагара раскрашивали друг друга. В различных выриантах она известна народам Северо-Восточной Азии, Северной Америки, Канады, Юго-Восточной Азии. Такие сказки могут свидетельствовать о древнейших связях, существовавших когда-то между этими народами.

    Среди юкагирских сказок можно найти и прямые заимствования из фольклора соседних народов – якутов, русских… Так, в «Сказку о хитрой лисе» вошел фрагмент известной русской сказки «Волк и лиса», сказка о Петре Бэрбэкине является вариантом русской сказки о Федоре Бермятине. Но эти заимствованные сказочные сюжеты настолько переработаны юкагирской сказочной традицией, настолько органично вошли в ее состав, что отказаться от них просто невозможно.

     После знакомства юкагиров с христианской религией в фольклоре их появились образы Христа, Сатаны, служителей христианского культа, имеется даже пересказ библейского сюжета о всемирном потопе. Древность и современность – все откладывается в памяти народа и передается через устное народное творчество от поколения к поколению.

  

 

 

 

 

 

Девочка и луна.

 

    Была когда-то девочка-сирота. Мать и отец давно умерли, с тех пор жила она у родственников: у одних поживет, потом у других. Часто девочка голодала и мерзла, потому что родственники плохо кормили и одевали сироту. Заставляли дрова рубить, воду носить, собак кормить, за детьми ухаживать. Если что не так сделает, били и обижали бедняжку. Долго так она мучилась.

     Очень любила девочка на луну смотреть. Глядя вверх на круглую, желтую луну, она часто думала: «Там, наверно, хорошо, всегда тепло и светло. Может, мои родители туда ушли. Мне бы туда пойти, там пожить!»

      Как-то раз родственники снова обидели девочку и отправили ее за водой. Пошла она к проруби с двумя берестяными ведерками. Смотрит – на небе ярко светит луна. Стоя возле проруби, долго – долго смотрела сирота на луну и незаметно стала с ней разговаривать, как с живой:

    - Луна, луна, меня очень обижают, и некому за меня заступиться. У тебя, наверно, там хорошо, тепло, светло. Когда ты появляешься, я всегда смотрю на тебя. Возьми меня к себе. Здесь мне плохо.

     В это время дверь дома, где жила девочка, открылась и кто-то закричал ей:

     - Где ты там? Чем так долго занимаешься?

      Пожалела девочку луна и приблизилась к ней. Девочка с ведрами встала, будто отразилась в ослепительном круге луны. Так вместе они и ушли в небо. А тот, что кричал из дому, сказал всем:

      - Наша девочка с луной ушла.

      С тех пор юкагиры смотрят на луну и говорят:

      - Вон та девочка-сирота, которую обижали родственники, с ведрами стоит.

      А некоторые смеются: «Лентяйка она была, вот от лени туда и ушла». Но вы не верьте им. Разве от хорошей жизни ушла с луной девочка – сирота?  

  

 

Вопросы:

 

 

Почему лиса красная.

 

   Старик со старухой жили, лису как дочку воспитывали. Старик рыбу ловил, на охоту ходил. Старуха юколу делала, мясо сушила. Юколу и мясо в амбаре хранили.

   Лиса из этого амбара еду таскала, ела, очень жирной от этого стала. Однажды еда в доме кончилась, старуха старика в амбар послала:

   - Старик, юколу, сушеное мясо принеси.

   Старик пришел в амбар – там ничего нет. Только следы лисы заметил. Старик домой прибежал, лису из-под лавки вытащил, за кончик хвоста схватил, бить стал. Так бил, что у лисы кровь везде выступила. Шкура ее потому красной стала. Только кончик хвоста белым остался, его старик в руке держал.

 

 

Вопросы:

 

 

Как белка серой стала.  

 

   Белка раньше белой была, как  снег. Зимой хорошо было, а летом соболь, лиса, рысь и большие птицы всегда находили и ловили ее. Шкурка белая всем видна.

   Однажды бежала, бежала белка от преследователей. Снег пошел, все кругом побелело. Обрадовалась белка и припала к снегу. Пролежала так всю зиму и весну. Лето настало, снег растаял, а белка все лежит.

    Солнце пригрело ее спину, и она стала серой. А под брюхом у нее снег сохранился, поэтому оно белым осталось. С тех пор у белки спина серая, а брюхо белое.

 

 

 

Учебная программа по литературе коренных народов Севера

 1 класс

 

1 раздел: Устное народное творчество. Сказки коренных народов Севера (23часа)

 

1 четверть (9часов)

 

Тема: Юкагирские сказки, пословицы, загадки, песни (6часов)

Сведения об устном народном творчестве юкагиров.

Девочка и луна.

Почему лиса стала красной.

Почему мышка стала маленькой.

Пословицы, поговорки, загадки, песни, танец «Лондол»

 

Тема: Эвенские сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни «Хэдьэ» (3 часа)

Краткие сведения об устном народном творчестве эвенов.

Лось и кабарга.

 

2 четверть (7 часов)

 

Жадный глухарь.

Тема: Якутские сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни, танец «Осуохай» (2 часа)

Краткие сведения об устном народном творчестве якутов.

Кто-то и зайца боится. Лягушка и ворона.

Смелая девушка и 12-рогий олень. Не дели зайца, которого еще не убили.

Скупой рыбак. Находчивый Савва.

 

Тема: Чукотские сказки (1 час)

Кит и олень.

 

Тема: Хантыйские сказки (1 час)

Оленья косточка и ворона. Камышовка.

 

Тема: Ненецкие сказки (1 час)

Песец и заяц. Белый медведь и бурый медведь.

Тема: Мансийская сказка (1 час)

Воробушек.

 

3 четверть (11 часов)

 

Тема: Нанайская сказка (1час)

Почему звери друг от друга отличаются.

 

Тема: Кетские сказки (1 час)

Слезы оленя. Заяц.

 

Тема: Долганские сказки (1 час)

Аныс.

 

Тема: Нивхские сказки (1 час)

Медведь  и бурундук.

 

Тема: Тафаларские сказки (1час)

Вечные люди и вода.

 

Тема: Эскимосские сказки (1 час)

Навага и кит.

 

Тема: Эвенкийские сказки (1 час)

Старый и молодой.

 

2 раздел. Писатели и поэты коренных народов Севера (9 часов)    

 

Тема: Юкагирская детская литература (4 часа)

Краткие сведения об авторах и их детских произведениях.

Улуро Адо. Рассказы Юко (Как я испугался).

Н.Курилов. Повесть «Каникулы в тундре» (отр. по выбору учителя)

Г.Дьячков. «Казбек» (отр. по выбору учителя). Стихотворения.

 

4 четверть (7 часов)

 

Тема: Эвенкийская детская литература (1 час)

Г.Кэптукэ. «Огонь – это жизнь»

 

Тема: Эвенская детская литература (2 часа)

В.Лебедев. Кто такой оленевод.

П.Ламутский. Олененок.

А.Кривошапкин. «Про Апоку и его друзей».

В.Тарабукин. Горсть земляники.

 

Тема: Якутская детская литература (3 часа)

С.Омоллон. Камень счастья.

С.Данилов. Подснежники. Б.Хабырыыс. Хатыыска. Снегири.

А.Аччыгыйа. 9 раз «почему» (Почему Миша не взял машину)

Обобщение (1 час)


 

Учебная программа по литературе коренных народов Севера

2  класс

 

 

1 раздел. Устное народное творчество. Сказки коренных народов Севера (16 часов)

 

1 четверть (8 часов)

 

Тема: Юкагирские сказки (6 часов)

Мы – юкагиры. Первые сведения о юкагирах. Примерное расселение юкагиров. Фольклор и его собиратели.

Сказка о том, как появились чуванцы.

Кукушка.

Как белка серой стала.

Пословицы, поговорки, песни.

Обобщение.

 

Тема: Эвенские сказки (3 часа)

Лиса и медведь.

Человек и медведь.

 

 

2 четверть (7 часов)

 

Орла эвены не убивают.

 

Тема: Якутские сказки (4 часа)

Старуха Таал-Таал. Лошадь и олень. Гусь и журавль.

Мышь и лось.

Как люди солнце мешками носили.

 

Тема: Сказки народов Севера (2 часа)

О чем спорили Этувги и Айпанана (Эскимосская сказка)

Охотник и тигр (Нивхская сказка)

 

Тема: Чукотские сказки (1 час)

Капризная Тыгрэнэ.

 

2 раздел. Писатели и поэты народов Севера (15 часов)

 

Тема: Юкагирская детская литература (5 часов)

Г.Курилов – Улуро Адо. Рассказы Юко. Лебеди. Сеть (стихи).

Н.Курилов. Каникулы в тундре (отрывок по выбору учителя).

Стихи (по выбору учителя).    

Г.Дьячков. Казбек (отрывки: 1. Подарок отца.

                                                  2. В снежном плену).

 

Тема: Эвенская детская литература (4 часа)

В.Лебедев. Олений бег.

В.Тарабукин. (по выбору учителя).

П.Ламутский. Где хранишь орехи. Сова.

А.Кривошапкин. Ливень. Медвежьи хлопоты.

 

Тема: Якутская детская литература (4 часа)

С.Данилов. Круглый дом. Каюры. Зима моей Якутии.

 

4 четверть (7 часов)

 

М.Ефимов. У камелька.

И.Федосеев. Кто хозяин в тайге.

Н.Золотарев – Н.Якутский. Как Осень-молодец Лето Красное гонит.

Б.Хабырыыс. Одуванчик. Кто ждет снега.

 

Тема: Эвенкийская детская литература (2 часа)

Г.Варламова – Кэптукэ. Великан Манги (сказка)

Н.Калитин. Песня утренней зари.

 

Тема: Долганская детская литература (2 часа)

О.Аксенова. Морошка. Первая добыча. (по выбору учителя)




Полный текст материала вы можете скачать по ссылке
Категория: Экспериментальные программы | Добавил: Administrator (28 Сентября 2010)
Просмотров: 3141 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]