Экспериментальная программа по Литературе коренных народов Севера
Литература коренных
народов Севера (1 класс)
Учебник – хрестоматия
1 раздел: Устное народное творчество. Сказки коренных
народов Севера (23 часа)
1 четверть ( 8 часов)
Тема: юкагирские сказки, пословицы, поговорки, загадки,
песни (6 часов)
Сведения об устном народном творчестве юкагиров.
Беседа учителя «О народе, сложившем эти сказки».
На далеком
Северо-Востоке Якутии, на берегу реки Ясачной, что впадает в суровую красавицу
Колыму, живут таежные юкагиры – потомственные охотники и рыболовы. Юкагиры –
древнейшие жители нашей республики. Предки их пришли в эти земли примерно
три-четыре тысячелетия назад, то есть задолго до появления здесь предков
эвенков, эвенов, якутов.
Тогда, как считают
историки, вся территория современной Якутии была заселена протоюкагирскими
племенами. Они жили по рекам Лене, Алдану, Вилюю, Яне , Индигирке, Колыме и их
притокам. Археологи находят оставленные ими многочисленные стоянки с каменными
и костяными орудиями труда. Это были кочующие группы охотников, считавшие лося
своим божеством и изображавшие его на своих священных скалах.
Теперь основная
группа юкагиров живет по реке Колыме – в Верхнеколымскоми Нижнеколымском районах Республики Саха и
несколько семей – в Магаданской области. Верхнеколымские юкагиры сохранили свои
традиционные виды промысла – рыболовство и охоту на лося и пушных зверей. А
юкагиры Нижней Колымы, живущие в тундре, помимо рыболовства и традиционной
охоты на дикого северного оленя, освоили разведение домашних оленей.
Оленные юкагиры и
юкагиры – охотники – это два близкородственных народа, которые однако,
отличаются друг от друга своими основнымизанятиями, формой жилищ, покроем одежды, предметами быта. Различен у
этих народов язык и фольклор. Сказки юкагиров – охотников или, как их еще
называют, таежных юкагиров собраны и изучены значительно лучше.
Некоторые
юкагирские сказки, самые древние, объясняют происхождение пятен на луне,
появление человека, окраску и повадки животных и многое другое.
Сюжеты некоторых
сказок встречаются в фольклоре других народов. Это так называемые «бродячие
сюжеты». Например, у многих народов бытуют сказки, объясняющие происхождение
пятен на луне. Нганасаны видят на луне фигуру шамана, поднявшегося туда и
ставшего мужем Луны, нанайцы – девочку – лягушку, китайцы видят зайца и
называют луну «нефритовый заяц».
Но особенно
популярна сказка о том, как ворона и гагара раскрашивали друг друга. В
различных выриантах она известна народам Северо-Восточной Азии, Северной
Америки, Канады, Юго-Восточной Азии. Такие сказки могут свидетельствовать о
древнейших связях, существовавших когда-то между этими народами.
Среди юкагирских
сказок можно найти и прямые заимствования из фольклора соседних народов –
якутов, русских… Так, в «Сказку о хитрой лисе» вошел фрагмент известной русской
сказки «Волк и лиса», сказка о Петре Бэрбэкине является вариантом русской
сказки о Федоре Бермятине. Но эти заимствованные сказочные сюжеты настолько
переработаны юкагирской сказочной традицией, настолько органично вошли в ее
состав, что отказаться от них просто невозможно.
После знакомства
юкагиров с христианской религией в фольклоре их появились образы Христа,
Сатаны, служителей христианского культа, имеется даже пересказ библейского
сюжета о всемирном потопе. Древность и современность – все откладывается в
памяти народа и передается через устное народное творчество от поколения к
поколению.
Девочка и луна.
Была когда-то
девочка-сирота. Мать и отец давно умерли, с тех пор жила она у родственников: у
одних поживет, потом у других. Часто девочка голодала и мерзла, потому что
родственники плохо кормили и одевали сироту. Заставляли дрова рубить, воду
носить, собак кормить, за детьми ухаживать. Если что не так сделает, били и
обижали бедняжку. Долго так она мучилась.
Очень любила
девочка на луну смотреть. Глядя вверх на круглую, желтую луну, она часто
думала: «Там, наверно, хорошо, всегда тепло и светло. Может, мои родители туда
ушли. Мне бы туда пойти, там пожить!»
Как-то раз
родственники снова обидели девочку и отправили ее за водой. Пошла она к проруби
с двумя берестяными ведерками. Смотрит – на небе ярко светит луна. Стоя возле
проруби, долго – долго смотрела сирота на луну и незаметно стала с ней
разговаривать, как с живой:
- Луна, луна, меня
очень обижают, и некому за меня заступиться. У тебя, наверно, там хорошо,
тепло, светло. Когда ты появляешься, я всегда смотрю на тебя. Возьми меня к
себе. Здесь мне плохо.
В это время дверь
дома, где жила девочка, открылась и кто-то закричал ей:
- Где ты там? Чем
так долго занимаешься?
Пожалела девочку
луна и приблизилась к ней. Девочка с ведрами встала, будто отразилась в
ослепительном круге луны. Так вместе они и ушли в небо. А тот, что кричал из
дому, сказал всем:
- Наша девочка с
луной ушла.
С тех пор
юкагиры смотрят на луну и говорят:
- Вон та
девочка-сирота, которую обижали родственники, с ведрами стоит.
А некоторые
смеются: «Лентяйка она была, вот от лени туда и ушла». Но вы не верьте им.
Разве от хорошей жизни ушла с луной девочка – сирота?
Вопросы:
Почему лиса красная.
Старик со старухой
жили, лису как дочку воспитывали. Старик рыбу ловил, на охоту ходил. Старуха
юколу делала, мясо сушила. Юколу и мясо в амбаре хранили.
Лиса из этого
амбара еду таскала, ела, очень жирной от этого стала. Однажды еда в доме
кончилась, старуха старика в амбар послала:
- Старик, юколу,
сушеное мясо принеси.
Старик пришел в
амбар – там ничего нет. Только следы лисы заметил. Старик домой прибежал, лису
из-под лавки вытащил, за кончик хвоста схватил, бить стал. Так бил, что у лисы
кровь везде выступила. Шкура ее потому красной стала. Только кончик хвоста
белым остался, его старик в руке держал.
Вопросы:
Как белка серой
стала.
Белка раньше белой
была, как снег. Зимой хорошо было, а
летом соболь, лиса, рысь и большие птицы всегда находили и ловили ее. Шкурка
белая всем видна.
Однажды бежала,
бежала белка от преследователей. Снег пошел, все кругом побелело. Обрадовалась
белка и припала к снегу. Пролежала так всю зиму и весну. Лето настало, снег
растаял, а белка все лежит.
Солнце пригрело ее
спину, и она стала серой. А под брюхом у нее снег сохранился, поэтому оно белым
осталось. С тех пор у белки спина серая, а брюхо белое.
Учебная программа по литературе коренных народов Севера
1 класс
1 раздел: Устное
народное творчество. Сказки коренных народов Севера (23часа)
1 четверть (9часов)
Тема: Юкагирские сказки, пословицы, загадки, песни (6часов)
Сведения об устном народном творчестве юкагиров.
Девочка и луна.
Почему лиса стала красной.
Почему мышка стала маленькой.
Пословицы, поговорки, загадки, песни, танец «Лондол»
Тема: Эвенские сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни
«Хэдьэ» (3 часа)
Краткие сведения об устном народном творчестве эвенов.