Необходимость
совершенствования исторического образования в средней школе требует решения
вопросов обучения истории родного края. Изучение истории родного края призвано
сыграть большую роль в возрождении и развитии национального самосознания,
традиций и культуры всех народов, проживающих на территории Республики Саха.
Разработанная программа /за счет уплотненияпрограммы в 9, 10, 11 классах№ по 35 часов охватывает изучение родного
края с древнейших времен до наших дней.Разработанные в программе темы, указанный список литературы по отдельным
темам с учетом возрастных особенностей учащихся позволят изучать историю
родного края в единой связи с мировой историей. Курс истории родного края
опирается на следующие образовательно-воспитательные задачи:
1.Изучение родного края повышает интерес к истории вообще,
заставляет учащихся осмыслить место юкагирского и других народов Республики
Саха в жизни человеческого общества;
2.Развивает историческое мышление;
3.Повышает научный уровень обучения;
4.Приобщает к исследовательской работе;
5.Изучение развития и размещения производственных сил,
потребностей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, культуры села,
улуса, республики. Поможет учащимся в профориентации, осознание своей роли в
развитии народного хозяйства;
6.Формирует умения учащихся, т.к. отсутствие специальной
литературы, наглядности, раздаточного материала стимулирует развитие
творчества, сбор материалов в библиотеке, работу с различными видами
источников, написание докладов и рефератов;
7.Поможет освободиться от безликой и безымянной истории,
раскрыть негативные и позитивные моменты в социально-экономическом развитии
села, улуса, республики.
На
уроках рекомендуется повысить удельный вес материала о диалектической сложности
и противоречивости исторического процесса, место в нем человеческого фактора, о
роли общего, единичного и особенного, альтернативных решений в выборе пути
развития. Следует усилить связи содержания уроков с жизнью, волнующими все
общество и молодежь вопросами; использование на уроках личного социального
опыта школьников, его совершенствование и осмысление; широкое и
последовательное обращение к проблемам человека, его место в современном мире; раскрытие
взаимоотношений «общество-личность», «Общество-природа»; формирование умения
определять свое место в решении насущных социально-экономических задач.
История родного
края
9 –11 классы.
(105 часов)
9 класс. (35 часов)
Тема I. Первобытнообщинный строй на территории Ленского края.
4 часа
Науки, изучающие древнейшую историю
человечества (археология, этнография). Периодизация древнейшей истории Ленского
края. Первобытнообщинный строй на территории Ленского края. Пещерная живопись
Альтамира в Испании и загадка Диринг-Юряха. Археологические находки на территории
Якутии (исследование учеными дюктяйской, сумнагинской, сыалахской,
белькачинской, ымыяхтахской культур).
Племена Якутии в эпоху металлов.
Усть-Мильская культура бронзового века и ее роль в древней истории Якутии.
Зарождение раннеидеологической письменности. Береста с изображением стоянки
Белая Гора на Индигирке.
Тема II. Этногенез народов Якутии.
4 часа
Карта расселения древнего человека на
территории Якутии. Этническая принадлежность древних палеоазиатов. Юкагиры и их
происхождение в свете этнографических данных. Древняя история Колымы в свете
археологических исследований. Юкагиры, эвенки, эвены, чукчи. Их этническая
принадлежность. Занятия, орудия труда, быт, верования. Идеографическая
письменность. Традиционное хозяйство и культура таежных и тундровых юкагиров.
Научные гипотезы о происхождении якутов (И.Страленберг, В. Миллер, Г.В.
Ксенофонтов, А.И. Гоголев, И.Е. Зыков, А.П. Окладников, С.А. Токарев, И.В.
Константинов). Расселение, занятия, общественный строй народов Якутии ко
времени прихода землепроходцев и мореходов. Развитие патриархально-родовых
отношений. Зарождение социально- имущественного неравенства /кыргыс уйэтэ-
родовые междуусобицы/.
Тема III. Культура семейно-брачных отношений у народов Якутии.
2 часа.
Общественно-исторические условия
формирования и функционирования семейной культуры. Национальная специфика
положения мужчины и женщины в семье и обществе. Терминология родства и свойства
у якутов и русских. Система родства и свойства у юкагиров.
Тема IV. Якутия в
составе Российского государства в XVII-начале XX вв.
6 часов.
Открытие Ленского края русскими
землепроходцами: два маршрута, северный (через Мангазею) и южный (через
Енисейск). Эвенкийский князец Илтик. Проникновение отрядов землепроходцев в
глубь Ленского края (Пантелей Пянда, Антон Добрынский, Иван Галкин) Основание
Колымского края (Селиван Харитонов, Постник Иванов, Иван Ерастов, Дмитрий
Зырян). История Верхнеколымской крепости.
Географические открытия – Семен Дежнев (мыс Дежнева), Иван Москвитин
(выход к берегам Тихого океана), Курбат Иванов (открытие земель, пригодных для
земледелия, первый картограф Ленского края), Василий Поярков (открыл первый
путь от Лены на Амур, дал первые сведения о Сахалине), Ерофей Хабаров (освоение
Ленского края и Приамурья), Владимир Атласов (описание Камчатского
полуострова).
Русские путешественники-исследователи Якутии XVIII – начала XX вв. (Витус Беринг, братья Лаптевы,
Фердинанд Врангель, Эдуард Толль, Георгий Седов и др.)
Тема V.
Социально-экономическое развитие Якутии в XVII-XIX вв.
4 часа
Административно-территориальное
деление Якутского уезда – 1638 г. Первые воеводы Якутского уезда Петр Головин,
Матвей Глебов. Ясачная политика самодержавия. Основные формы феодальной
эксплуатации народов Якутского уезда. Распространение земледельческой культуры.
Ясачные и аграрные реформы. Соболино-лисья система распределения земли.
Учреждение института улусных голов. Происхождение классной системы. Степная
дума и инородные управы.
Тема VI. Политссыльные
в Якутской ссылке.
4 часа
Участники дворцовых интриг в Якутской ссылке (графиня А.Г. Бестужева -
Якутск, Семен Чулков - Зашиверск, гетман Украины Иван Самойлович - Якутск,
Андрей Войнаровский - племянник германа Мазепы, М.Г.Головин - Среднеколымск,
Генрих Фик (сподвижник Петра I) - Средневилюйское
зимовье, А.Черкасский - Жиганск.
Декабристы в Якутии (А. Н. Андреев, А.В. Веденяпин, И.Ф. Заикин, А.А.
Бестужев-Марлинский, С.Г. Краснокутский, З.Г. Чернышев, И.А. Чижов, М.И. Муравьев-Апостол
и др.). Декабристы на Колыме (Н.С. Бобрищев-Пушкин – Среднеколымск , М.А.
Назимов - Верхнеколымск).
Политика самодержавия. Политссыльные и их роль в социально-экономическом
развитии Якутии. Польские революционеры. Народники. Н.Г. Чернышевский -Вилюйск,
В.Г. Короленко, С.И. Мицкевич - Среднеколымск, П. Алексеев - Татта.
Монастырская трагедия 1889г. К.Г.Неустроев - первый якутский революционер.
Формы протеста народов Якутии против эксплуататоров. Василий Манчаары. Аммос
Данилов.
Тема VII. Расширение экономических связей в Якутской области.
Культура народов Якутии XIX- начало XX вв. Зачатки
школьного образования. Изменение в быту. Первая типография. Медицинские
учреждения. Научно–изыскательные работы. В.Г. Пекарский, В.Л. Серошевский.
Фольклор и искусство.
Деятельность миссионеров И. Вениаминова,
Д. Хитрова, Кэтт Марсден, Д. Попова.
Тема VIII. Якутяне – патриоты Отечества
1 час
Отечественная война 1812 года –
сбор средств на организацию народного ополчения различными слоями населения
Якутии (оценка С- Петербургской газеты «Северная почта» за 4 декабря 1812г.),
участие якутян в Крымской войне 1854-1855 гг. (участие Якутского полка в
обороне Малахова кургана; в русско-японской войне 1904-1905гг., в первой
мировой войне 1914-1918гг.).
10 класс.
35 часов
Тема IЯкутская область в начале XXвека.
9 часов
Социальные процессы в Якутии в начале XX века. Возникновение акционерных обществ на Ленских
приисках. Деятельность английской компании «Лена-Голдфилдс», американского
синдиката «Транс-Аляска-Сибирь». Развитие рынка и внешней торговли якутского
купечества.
Положение народов Якутии накануне Октябрьской
революции. Роль политссыльных в участии народных масс в революции. «Романовка»
(«Исполнительная комиссия» - В.К. Курнатовский, Костюшко-Валюжанич и др.)
Первые политические демонстрации в Якутске (апрель 1905 год). Нелегальный
кружок «Маяк». «Союз якутов» В.В. Никифорова. Влияние первой русской революции
1905 – 1907 гг. на общественно-политическую жизнь в Якутской области.
Забастовка крестьян Чекурской волости Олёкминского округа (ноябрь 1905 г.).
Газета «Якутский край» (июнь 1907 г.).
Программа
губернатора И.И. Крафта (1907 г.). Влияние Ленских событий 1912 года и первой
мировой войны на общественно-политическую жизнь Якутии.
Развитие
культуры. Просвещение и культура. Журнал «Саха-саната». А.Е. Кулаковский, А.И.
Софронов, Н.Д. Неустроев и другие представители якутской интеллигенции.
Положение
народов Севера во второй половине XIX – начале XX в.в.
Тема II. Якутия 1917 г. до конца 20-х гг.
14 часов
Февральская
революция 1917 года. Создание Якутского комитета общественной безопасности и
его деятельность (4 марта 1917 г. – Г.И. Петровский). Первый съезд крестьян и
рабочих – 26 марта 1917 года. Создание Совета рабочих депутатов – 23 апреля
1917 года. Начало революционной деятельности М.К. Аммосова, П.А. Ойунского,
С.М. Аржакова и др. Победа Октября в центре. Обострение политической борьбы на
местах. «Комитет охраны революции» - ноябрь 1917 г. «Областной совет» и его
деятельность – февраль 1918 г.
Установление
Советской власти в Якутии 1 июля 1918 г. А.С. Рыдзинский, А.Б. Стоянович.
Первые мероприятия новой власти. Временное падение Советской власти.
Колчаковщина в Якутии. Вооруженное восстание в декабре 1919 года. Постановления
Советской власти. Деятельность новых органов власти.
Причина
и характер гражданской войны в Якутии и её трагичность. Белый и Красный террор.
Деятели красного и белого движения (А.С. Рыдзинский, И.Я. Строд, К.К. Байкалов,
Н.А. Каландрашвили, Е.И. Курашов, И.П. Михайлов, И.Е. Алексеев, Г.В. Егоров,
А.В. Колчак, А.Н. Пепеляев, В. Коробейников).
Особенности гражданской войны в
северных районах Якутии (Котенко, Светец, Романовский). Тунгусское
повстанчество. День согласия и примирения – дань памяти страницам истории
нашего Отечества. Образование Якутской АССР – создание национальной
государственности якутского народа – 1922г.
Полный текст материала вы можете скачать по ссылке