Понедельник
02 Декабря 2024
Нашему сайту
Категории каталога
Официальные документы [6]
Экспериментальные программы [6]
Республиканская экспериментальная площадка [0]
Научно-практические конференции [3]
Форма входа
Экспериментальная площадка
Экспериментальная площадка
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какую часть нашего сайта следует развивать?
Всего ответов: 45
Главная » Статьи » Экспериментальная площадка » Экспериментальные программы

Экспериментальная программа по краеведению

Краеведение

Объяснительная записка

 

Необходимость совершенствования исторического образования в средней школе требует решения вопросов обучения истории родного края. Изучение истории родного края призвано сыграть большую роль в возрождении и развитии национального самосознания, традиций и культуры всех народов, проживающих на территории Республики Саха. Разработанная программа /за счет уплотнения  программы в 9, 10, 11 классах№ по 35 часов охватывает изучение родного края с древнейших времен до наших дней.  Разработанные в программе темы, указанный список литературы по отдельным темам с учетом возрастных особенностей учащихся позволят изучать историю родного края в единой связи с мировой историей. Курс истории родного края опирается на следующие образовательно-воспитательные задачи:

1.      Изучение родного края повышает интерес к истории вообще, заставляет учащихся осмыслить место юкагирского и других народов Республики Саха в жизни человеческого общества;

2.      Развивает историческое мышление;

3.      Повышает научный уровень обучения;

4.      Приобщает к исследовательской работе;

5.      Изучение развития и размещения производственных сил, потребностей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, культуры села, улуса, республики. Поможет учащимся в профориентации, осознание своей роли в развитии народного хозяйства;

6.      Формирует умения учащихся, т.к. отсутствие специальной литературы, наглядности, раздаточного материала стимулирует развитие творчества, сбор материалов в библиотеке, работу с различными видами источников, написание докладов и рефератов;

7.      Поможет освободиться от безликой и безымянной истории, раскрыть негативные и позитивные моменты в социально-экономическом развитии села, улуса, республики.

На уроках рекомендуется повысить удельный вес материала о диалектической сложности и противоречивости исторического процесса, место в нем человеческого фактора, о роли общего, единичного и особенного, альтернативных решений в выборе пути развития. Следует усилить связи содержания уроков с жизнью, волнующими все общество и молодежь вопросами; использование на уроках личного социального опыта школьников, его совершенствование и осмысление; широкое и последовательное обращение к проблемам человека, его место в современном мире; раскрытие взаимоотношений «общество-личность», «Общество-природа»; формирование умения определять свое место в решении насущных социально-экономических задач.

 

 

История родного края

9 –11 классы. (105 часов)

 

9 класс. (35 часов)

 

Тема I. Первобытнообщинный строй на территории Ленского края.

4 часа

 

     Науки, изучающие древнейшую историю человечества (археология, этнография). Периодизация древнейшей истории Ленского края. Первобытнообщинный строй на территории Ленского края. Пещерная живопись Альтамира в Испании и загадка Диринг-Юряха. Археологические находки на территории Якутии (исследование учеными дюктяйской, сумнагинской, сыалахской, белькачинской, ымыяхтахской культур).

     Племена Якутии в эпоху металлов. Усть-Мильская культура бронзового века и ее роль в древней истории Якутии. Зарождение раннеидеологической письменности. Береста с изображением стоянки Белая Гора на Индигирке.

 

Тема II. Этногенез народов Якутии.

4 часа

     Карта расселения древнего человека на территории Якутии. Этническая принадлежность древних палеоазиатов. Юкагиры и их происхождение в свете этнографических данных. Древняя история Колымы в свете археологических исследований. Юкагиры, эвенки, эвены, чукчи. Их этническая принадлежность. Занятия, орудия труда, быт, верования. Идеографическая письменность. Традиционное хозяйство и культура таежных и тундровых юкагиров. Научные гипотезы о происхождении якутов (И.Страленберг, В. Миллер, Г.В. Ксенофонтов, А.И. Гоголев, И.Е. Зыков, А.П. Окладников, С.А. Токарев, И.В. Константинов). Расселение, занятия, общественный строй народов Якутии ко времени прихода землепроходцев и мореходов. Развитие патриархально-родовых отношений. Зарождение социально- имущественного неравенства /кыргыс уйэтэ- родовые междуусобицы/.

 

Тема III. Культура семейно-брачных отношений у народов Якутии.

2 часа.

          Общественно-исторические условия формирования и функционирования семейной культуры. Национальная специфика положения мужчины и женщины в семье и обществе. Терминология родства и свойства у якутов и русских. Система родства и свойства у юкагиров.

 

Тема IV. Якутия в составе Российского государства в XVII-начале XX вв.

6 часов.

 

         Открытие Ленского края русскими землепроходцами: два маршрута, северный (через Мангазею) и южный (через Енисейск). Эвенкийский князец Илтик. Проникновение отрядов землепроходцев в глубь Ленского края (Пантелей Пянда, Антон Добрынский, Иван Галкин) Основание Колымского края (Селиван Харитонов, Постник Иванов, Иван Ерастов, Дмитрий Зырян). История Верхнеколымской крепости.

         Географические открытия – Семен Дежнев (мыс Дежнева), Иван Москвитин (выход к берегам Тихого океана), Курбат Иванов (открытие земель, пригодных для земледелия, первый картограф Ленского края), Василий Поярков (открыл первый путь от Лены на Амур, дал первые сведения о Сахалине), Ерофей Хабаров (освоение Ленского края и Приамурья), Владимир Атласов (описание Камчатского полуострова).

         Русские путешественники-исследователи Якутии XVIII – начала XX вв. (Витус Беринг, братья Лаптевы, Фердинанд Врангель, Эдуард Толль, Георгий Седов и др.)

 

Тема V. Социально-экономическое развитие Якутии в XVII-XIX вв.

4 часа

 

         Административно-территориальное деление Якутского уезда – 1638 г. Первые воеводы Якутского уезда Петр Головин, Матвей Глебов. Ясачная политика самодержавия. Основные формы феодальной эксплуатации народов Якутского уезда. Распространение земледельческой культуры.

        Ясачные и аграрные реформы. Соболино-лисья система распределения земли. Учреждение института улусных голов. Происхождение классной системы. Степная дума и инородные управы.

 

Тема VI. Политссыльные в Якутской ссылке.

4 часа 

 

         Участники дворцовых интриг в Якутской ссылке (графиня А.Г. Бестужева - Якутск, Семен Чулков - Зашиверск, гетман Украины Иван Самойлович - Якутск, Андрей Войнаровский - племянник германа Мазепы, М.Г.Головин - Среднеколымск, Генрих Фик (сподвижник Петра I) - Средневилюйское зимовье, А.Черкасский - Жиганск.

         Декабристы в Якутии (А. Н. Андреев, А.В. Веденяпин, И.Ф. Заикин, А.А. Бестужев-Марлинский, С.Г. Краснокутский, З.Г. Чернышев, И.А. Чижов, М.И. Муравьев-Апостол и др.). Декабристы на Колыме (Н.С. Бобрищев-Пушкин – Среднеколымск , М.А. Назимов - Верхнеколымск).

         Политика самодержавия. Политссыльные и их роль в социально-экономическом развитии Якутии. Польские революционеры. Народники. Н.Г. Чернышевский -Вилюйск, В.Г. Короленко, С.И. Мицкевич - Среднеколымск, П. Алексеев - Татта. Монастырская трагедия 1889г. К.Г.Неустроев - первый якутский революционер. Формы протеста народов Якутии против эксплуататоров. Василий Манчаары. Аммос Данилов.

 

 

 

 

Тема VII. Расширение экономических связей в Якутской области.

2 часа

 

            Открытие Ленских приисков. «Ленское товарищество» - 1861г. Проникновение товарно-денежных отношений. Обострение аграрного вопроса – губернатор В.Н. Скрыпицин.

            Культура народов Якутии XIX- начало XX вв. Зачатки школьного образования. Изменение в быту. Первая типография. Медицинские учреждения. Научно–изыскательные работы. В.Г. Пекарский, В.Л. Серошевский. Фольклор и искусство.

           Деятельность миссионеров И. Вениаминова, Д. Хитрова, Кэтт Марсден, Д. Попова.

 

Тема VIII. Якутяне – патриоты Отечества

1 час

 

Отечественная война 1812 года – сбор средств на организацию народного ополчения различными слоями населения Якутии (оценка С- Петербургской газеты «Северная почта» за 4 декабря 1812г.), участие якутян в Крымской войне 1854-1855 гг. (участие Якутского полка в обороне Малахова кургана; в русско-японской войне 1904-1905гг., в первой мировой войне 1914-1918гг.).

    

 

     

 

10 класс.

35 часов

 

Тема I Якутская область в начале XX века.

9 часов

        

            Социальные процессы в Якутии в начале XX века. Возникновение акционерных обществ на Ленских приисках. Деятельность английской компании «Лена-Голдфилдс», американского синдиката «Транс-Аляска-Сибирь». Развитие рынка и внешней торговли якутского купечества.

             Положение народов Якутии накануне Октябрьской революции. Роль политссыльных в участии народных масс в революции. «Романовка» («Исполнительная комиссия» - В.К. Курнатовский, Костюшко-Валюжанич и др.) Первые политические демонстрации в Якутске (апрель 1905 год). Нелегальный кружок «Маяк». «Союз якутов» В.В. Никифорова. Влияние первой русской революции 1905 – 1907 гг. на общественно-политическую жизнь в Якутской области. Забастовка крестьян Чекурской волости Олёкминского округа (ноябрь 1905 г.). Газета «Якутский край» (июнь 1907 г.).

            Программа губернатора И.И. Крафта (1907 г.). Влияние Ленских событий 1912 года и первой мировой войны на общественно-политическую жизнь Якутии.

            Развитие культуры. Просвещение и культура. Журнал «Саха-саната». А.Е. Кулаковский, А.И. Софронов, Н.Д. Неустроев и другие представители якутской интеллигенции.

            Положение народов Севера во второй половине XIX – начале XX в.в.

 

Тема II. Якутия 1917 г. до конца 20-х гг.

14 часов

            Февральская революция 1917 года. Создание Якутского комитета общественной безопасности и его деятельность (4 марта 1917 г. – Г.И. Петровский). Первый съезд крестьян и рабочих – 26 марта 1917 года. Создание Совета рабочих депутатов – 23 апреля 1917 года. Начало революционной деятельности М.К. Аммосова, П.А. Ойунского, С.М. Аржакова и др. Победа Октября в центре. Обострение политической борьбы на местах. «Комитет охраны революции» - ноябрь 1917 г. «Областной совет» и его деятельность – февраль 1918 г.

            Установление Советской власти в Якутии 1 июля 1918 г. А.С. Рыдзинский, А.Б. Стоянович. Первые мероприятия новой власти. Временное падение Советской власти. Колчаковщина в Якутии. Вооруженное восстание в декабре 1919 года. Постановления Советской власти. Деятельность новых органов власти.

            Причина и характер гражданской войны в Якутии и её трагичность. Белый и Красный террор. Деятели красного и белого движения (А.С. Рыдзинский, И.Я. Строд, К.К. Байкалов, Н.А. Каландрашвили, Е.И. Курашов, И.П. Михайлов, И.Е. Алексеев, Г.В. Егоров, А.В. Колчак, А.Н. Пепеляев, В. Коробейников).

            Особенности гражданской войны в северных районах Якутии (Котенко, Светец, Романовский). Тунгусское повстанчество. День согласия и примирения – дань памяти страницам истории нашего Отечества. Образование Якутской АССР – создание национальной государственности якутского народа – 1922г.




Полный текст материала вы можете скачать по ссылке
Категория: Экспериментальные программы | Добавил: Administrator (28 Сентября 2010)
Просмотров: 3549 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Учитель истории  
0
Большая благодарность за интересную и необходимую программу

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]