Вторник
26 Ноября 2024
Нашему сайту
Категории каталога
Главная [23]
Галерея [0]
Фотоархив [0]
Звероферма [0]
Ансамбль [0]
Презентации [1]
Форма входа
Экспериментальная площадка
Экспериментальная площадка
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какую часть нашего сайта следует развивать?
Всего ответов: 45
Главная » Статьи » Виртуальный школьный музей » Главная

Моя жизнь

Шадрин Егор Иванович

Моя жизнь (автобиографический рассказ)

Я родился на реке Коркодон. По этой реке кочевали юкагиры - одул, то есть одулы (в русских документах их записывают ушканцами). Делянский род - Эрпэди кочевал по рекам Ясачной, Рассоха и Коркодону. Делянский род юкагиров смешался с эвенами. Отец и мать были юкагирами. Они ловили рыбу и охотились. Когда мне исполнилось 10 лет, сестра учила стрелять. Я стал помогать родителям в их повседневной работе. Охотились на сохатого, медведя, лисиц, белок и др. Приезжали русские и якутские купцы. Помню, однажды якутский купец привел одну лошадь, за нее мы отдали 40 лисиц, а лошадь забили на мясо.

Оленей у нас не было. Часто голодали. Группы, состоящие из 2-3 семей, кочевали отдельно. Убитого зверя внутри кочевой группы делили поровну. Пушнина не поступала в общий раздел членов родовой группы, но при коллективной охоте дневную добычу пушных зверей делили между охотниками. Отец говорил мне: "Надо делить добычу поровну, иначе будет большой грех". Молодые соблюдали этот обычай, да и мы сами понимали, что совместная охота была более выгодной.

В семейной группе главой был старший по возрасту. Он приносил духам жертвы, был руководителем на охоте, судил за проступки и выступал советником в семейной жизни. Старейший на охоте только советовал, а в самой охоте первым был главный охотник. Главный охотник, если отсутствовал старейший, кровью убитого зверя мазал окружающие деревья и травы. Так приносили жертвы духу земли - лебен"пугли. В домашней обстановке в жертву духу земли бросали в огонь кусок мяса, жира. Юкагиры не знали духа огня. Также мы не признавали духа озера бога охотников. Мы почитали духа родного места. Проходя его, человек должен был остановиться, успокоиться и оставить что-либо там, где он появился на свет. Еще юкагиры знали духа воды - уйулиль. Юкагирского шамана не видел, но видел якутского и эвенского шаманов.

На солнце смотрели и радовались, но о нем не рассуждали, а о луне (гиндэ) говорили много. Каждый следил за новолуньем, за увеличением и исчезновением луны. По луне считали времена года. Из звезд знали Большую Медведицу, по ее движению узнавали время суток; также знали Венеру - пэчэрхочин иргудьэйэ ("звезда, приходящая вместе с зарей"). Еще видели по середине неба туман, но не знали, что это.

Мы не знали юга и севера, запада и востока. Юкагиры говорили, что они идут вниз или вверх по реке. Горам и рекам давали отдельные названия. Каждый день ходили, чтобы убить зверя или выловить рыбу. Поиск еды был постоянной заботой юкагира. Коркодонские юкагиры не имели оленей. Тяжело было передвигаться с места на место зимой по глубокому снегу. Детей и стариков сажали на сани, взрослые и собаки запрягались в сани и тянули. В летнее время всегда ловили рыбу, охотились на гусей и уток. Охотились луками и стрелами. Стрелы делали из костей и железа. Весной строили большие лодки и сплавляли в Верхнеколымск; за лодки давали порох и свинец.

В 18 лет я приехал на реку Ясачную и внес ясак. Здесь женился. Перешел к родителям жены. Отец, брат и сестра, которые пришли со мной, ушли на Коркодон. Но они летом возвращались на Ясачную, в это время встречался с ними.

Когда установилась Советская власть, к нам приехал председатель Колымского окружного исполкома якут Алексей Декселяхов. Он уговорил меня работать в экспедиционном отряде Молодых. В 1930 г. перевозил грузы экспедиции. Затем с помощником Молодых мерил глубину реки и расстояние между отдельными пунктами. Так дошли до реки Олы. После окончания работы приехали в Магадан. Экспедиция выехала в центр, а я вернулся в свой кочующий род.

В 1930 г. на р.Ясачной было организовано товарищество "Юкагир", преобразованное позже в колхоз "Светлая жизнь". В него вступили юкагиры и эвены, всего 33 хозяйства. Председателем колхоза избрали меня. Продолжали рыбачить и охотиться. Советская власть отпускала нам в кредит сети, ружья, патроны, порох и другие боеприпасы. Приступили к строительству пос. Нелемное (в 40 км выше от нынешнего поселка). Впервые построили дома русского типа.

В 1934 г. нам помогли приобрести 2 коровы, 1 быка - производителя, 2 коня, 3 кобылицы и 1 жеребенка. Через некоторое время мы купили 40 оленей. С этих пор юкагиры стали заниматься животноводством. Огромную помощь нам оказывал трест "Дальстрой". Трест помогал нам в животноводстве, он передал колхозу высокомолочный скот, при его помощи ежегодно сажали картофель, капусту, огурцы и даже табак. Получали хорошие урожаи. Юкагиры стали употреблять овощи и излишки продавать "Дальстрою".

В 1942 г. меня избрали председателем сельсовета, в связи с этим освободили от должности председателя колхоза. С 1949 г. работаю бригадиром в колхозе. В 1960 г. колхоз был реорганизован в совхоз. В 1968 г. я был избран депутатом в Верховный Совет Якутской АССР. Стараюсь побольше добыть пушнины для государства. С осени 1972 до весны 1973 г. сдал пушнины на сумму 2300 руб.

У меня большая семья. Жена - работница совхоза. Одна дочь окончила медицинский техникум, другая - замужем, один сын работает, еще двое детей учащихся. Современная жизнь юкагиров совсем не похожа на их жизнь в дореволюционное время.

записал начальник экспедиции З.В.Гоголев 3 августа 1973 г. на охтничьем стойбище в устье р.Рассоха, Верхнеколымский район

Категория: Главная | Добавил: Administrator (16 Декабря 2009)
Просмотров: 762 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]