Я родился на реке Коркодон. По этой реке кочевали юкагиры - одул, то
есть одулы (в русских документах их записывают ушканцами). Делянский
род - Эрпэди кочевал по рекам Ясачной, Рассоха и Коркодону. Делянский
род юкагиров смешался с эвенами. Отец и мать были юкагирами. Они ловили
рыбу и охотились. Когда мне исполнилось 10 лет, сестра учила стрелять.
Я стал помогать родителям в их повседневной работе. Охотились на
сохатого, медведя, лисиц, белок и др. Приезжали русские и якутские
купцы. Помню, однажды якутский купец привел одну лошадь, за нее мы
отдали 40 лисиц, а лошадь забили на мясо.
Оленей у нас не было. Часто голодали. Группы, состоящие из 2-3 семей,
кочевали отдельно. Убитого зверя внутри кочевой группы делили поровну.
Пушнина не поступала в общий раздел членов родовой группы, но при
коллективной охоте дневную добычу пушных зверей делили между
охотниками. Отец говорил мне: "Надо делить добычу поровну, иначе будет
большой грех". Молодые соблюдали этот обычай, да и мы сами понимали,
что совместная охота была более выгодной.
В семейной группе главой был старший по возрасту. Он приносил духам
жертвы, был руководителем на охоте, судил за проступки и выступал
советником в семейной жизни. Старейший на охоте только советовал, а в
самой охоте первым был главный охотник. Главный охотник, если
отсутствовал старейший, кровью убитого зверя мазал окружающие деревья и
травы. Так приносили жертвы духу земли - лебен"пугли. В домашней
обстановке в жертву духу земли бросали в огонь кусок мяса, жира.
Юкагиры не знали духа огня. Также мы не признавали духа озера бога
охотников. Мы почитали духа родного места. Проходя его, человек должен
был остановиться, успокоиться и оставить что-либо там, где он появился
на свет. Еще юкагиры знали духа воды - уйулиль. Юкагирского шамана не
видел, но видел якутского и эвенского шаманов.
На солнце смотрели и радовались, но о нем не рассуждали, а о луне
(гиндэ) говорили много. Каждый следил за новолуньем, за увеличением и
исчезновением луны. По луне считали времена года. Из звезд знали
Большую Медведицу, по ее движению узнавали время суток; также знали
Венеру - пэчэрхочин иргудьэйэ ("звезда, приходящая вместе с зарей").
Еще видели по середине неба туман, но не знали, что это.
Мы не знали юга и севера, запада и востока. Юкагиры говорили, что они
идут вниз или вверх по реке. Горам и рекам давали отдельные названия.
Каждый день ходили, чтобы убить зверя или выловить рыбу. Поиск еды был
постоянной заботой юкагира. Коркодонские юкагиры не имели оленей.
Тяжело было передвигаться с места на место зимой по глубокому снегу.
Детей и стариков сажали на сани, взрослые и собаки запрягались в сани и
тянули. В летнее время всегда ловили рыбу, охотились на гусей и уток.
Охотились луками и стрелами. Стрелы делали из костей и железа. Весной
строили большие лодки и сплавляли в Верхнеколымск; за лодки давали
порох и свинец.
В 18 лет я приехал на реку Ясачную и внес ясак. Здесь женился. Перешел
к родителям жены. Отец, брат и сестра, которые пришли со мной, ушли на
Коркодон. Но они летом возвращались на Ясачную, в это время встречался
с ними.
Когда установилась Советская власть, к нам приехал председатель
Колымского окружного исполкома якут Алексей Декселяхов. Он уговорил
меня работать в экспедиционном отряде Молодых. В 1930 г. перевозил
грузы экспедиции. Затем с помощником Молодых мерил глубину реки и
расстояние между отдельными пунктами. Так дошли до реки Олы. После
окончания работы приехали в Магадан. Экспедиция выехала в центр, а я
вернулся в свой кочующий род.
В 1930 г. на р.Ясачной было организовано товарищество "Юкагир",
преобразованное позже в колхоз "Светлая жизнь". В него вступили юкагиры
и эвены, всего 33 хозяйства. Председателем колхоза избрали меня.
Продолжали рыбачить и охотиться. Советская власть отпускала нам в
кредит сети, ружья, патроны, порох и другие боеприпасы. Приступили к
строительству пос. Нелемное (в 40 км выше от нынешнего поселка).
Впервые построили дома русского типа.
В 1934 г. нам помогли приобрести 2 коровы, 1 быка - производителя, 2
коня, 3 кобылицы и 1 жеребенка. Через некоторое время мы купили 40
оленей. С этих пор юкагиры стали заниматься животноводством. Огромную
помощь нам оказывал трест "Дальстрой". Трест помогал нам в
животноводстве, он передал колхозу высокомолочный скот, при его помощи
ежегодно сажали картофель, капусту, огурцы и даже табак. Получали
хорошие урожаи. Юкагиры стали употреблять овощи и излишки продавать
"Дальстрою".
В 1942 г. меня избрали председателем сельсовета, в связи с этим
освободили от должности председателя колхоза. С 1949 г. работаю
бригадиром в колхозе. В 1960 г. колхоз был реорганизован в совхоз. В
1968 г. я был избран депутатом в Верховный Совет Якутской АССР.
Стараюсь побольше добыть пушнины для государства. С осени 1972 до весны
1973 г. сдал пушнины на сумму 2300 руб.
У меня большая семья. Жена - работница совхоза. Одна дочь окончила
медицинский техникум, другая - замужем, один сын работает, еще двое
детей учащихся. Современная жизнь юкагиров совсем не похожа на их жизнь
в дореволюционное время.
записал начальник экспедиции З.В.Гоголев
3 августа 1973 г. на охтничьем стойбище
в устье р.Рассоха, Верхнеколымский район