Пятница
26 Апреля 2024
Нашему сайту
Категории каталога
Официальные документы [6]
Экспериментальные программы [6]
Республиканская экспериментальная площадка [0]
Научно-практические конференции [3]
Форма входа
Экспериментальная площадка
Экспериментальная площадка
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какую часть нашего сайта следует развивать?
Всего ответов: 45
Главная » Статьи » Экспериментальная площадка » Экспериментальные программы

Экспериментальная программа по валеологии

Программа курса «Человек и его здоровье»

 

5 класс.

 

1. Вводный курс в предмет «Человек и здоровье».

         Понятие о человеке как живом организме. Отличие человека от животных. Происхождение человека. Развитие знаний о природе человека. Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. Особенности жизни на Севере.

 

2. Общий план строения человеческого организма.

         Понятие об органах, система органов, их расположении в организме.

 

3. Гигиена, режим, физические упражнения и здоровый образ жизни.

         Понятие здорового образа жизни. Гигиена – наука о взаимосвязи человека и окружающей среды. Личная гигиена. История вопроса и развитие понятий личной гигиены. Понятие о режиме дня. «Жаворонки» и «Совы». Режим питания. Роль физических упражнений для здоровья. Утренняя зарядка. Значение пребывания на свежем воздухе. Закаливание.

        

Практические работы: Выяснение моющих свойств мыла. Практикум измерения силы. Комплекс утренней гимнастики.

 

4. Основы сексологии. 7ч.

         Начало жизни. Понятие о половых клетках. Оплодотворение. Почему дети похожи на родителей. Значение наследственной генетической программы. Способность к размножению.

 

5. Здоровье человека и живая  и неживая природа.

         Влияние условий окружающей среды на здоровье человека. Деятельность человека и его влияние на природу. Человек – часть живой природы. Понятие экологии.

 

6. Оказание первой помощи.

         Определение пульса. Проведение искусственного дыхания. Остановка кровотечений. Способы перевязки.

 

 6 класс.

 

1. Особенности развития организма подростка среднего школьного возраста.

 

2. Физиология органов и систем органов человека.

 

         1. Пищеварительная система.

         Значение пищеварения. Физиология питания. Высказывания великих о пищеварении. Гигиена питания. Значение диеты. Особенности питания на Севере. Понятия о вирусах, бактериях, паразитических животных, вызывающих заболевания желудочно-кишечного тракта. Значение гигиены в профилактике кишечных заболеваний. Особенности национальной кухни северных народов. Ботулизм. Питьевой и пищевой режим в различное время года. Отравления. Первая помощь при отравлении. Потребность организма в питательных веществах и их влиянии на растущий организм. Питательная ценность различных продуктов. Влияние алкоголя на организм. Эстетика питания.

 

         Практические занятия:

1.     Измерение и проверка соотношение веса.

2.     Приемы упражнений для нормальной работы кишечника.

3.     Исследование воды.

4.     Распределение продуктов по группам и калорийности.

5.     Размещение продуктов в холодильнике по срокам хранения.

6.     Проектировка места для приема пищи.

 

2. Опорно – двигательная система.

         Значение и функции. Мышцы и условия их развития. Понятия антропометрии. Пропорции тела. Представление о красоте тела в разные исторические эпохи. Осанка. Зубы. Способы укрепления зубов. Профилактика болезней опорно – двигательной системы. Ревматизм. Боли в суставах. Различные искривления позвоночника. Роль физических упражнений. Переломы и вывихи. Способы оказания первой помощи.

 

Практическая работа:

1.Определение окончательной длины тела. Измерение окружности грудной клетки. Определение места нахождения седьмого шейного позвонка.

2.     Упражнения, ускоряющие рост.

3.     Способы наложения шин, тугой повязки; вправление вывихов.

4.     Измерение правильной осанки. Комплекс упражнений.

 

3. Сердечно – сосудистая система.

         Функции и значение. Понятие гипотонии и гипертонии. Профилактика болезней сердечно – сосудистой системы. Роль движений и правильного питания. Первая помощь при артериальном и венозном кровотечении. Первая помощь при острых болях в сердце.

 

3. Основы сексологии.

         1. Половое созревание у девочек. Понятие гипотонии и гипертонии. Профилактика болезней сердечно – сосудистой системы. Роль движений и правильного питания. Первая помощь при артериальном и венозном кровотечении. Первая помощь при острых болях в сердце.

         2. Половое созревание у мальчиков. Понятие о гормонах. Никотин алкоголь и наркотические вещества, их влияние на половые гормоны. Особенности протекания полового созревания у мужчин. Девочки как «слабый пол» и бережное отношение к ним.

         3. Гигиена девочек. Общегигиенические и косметические советы для девочек. Чистота, физическое здоровье и рацион питания, как основа красоты. Способы борьбы с подростковой истероидностью. Женственность как стиль поведения. Культура внешнего вида (одежда, прическа, украшения).

         4. Гигиена  мальчиков. Общегигиенические навыки. Спорт и душ – основы борьбы с напряжением. Мужчины в разные исторические эпохи. Понятие о мужественности. Спортивный и гипертрофированно – мускулистый тип фигуры.

         5. Как беречь себя и друг друга. Опасность общения с незнакомыми людьми. Представление о гомосексуалистах и эксгибиционистах. Как избежать опасности.

         6. Общение. Определение понятия «общение». Культура общения. Советы Д.Карнеги. Общение и его средства. Речь как средство общения.

 

4. Влияние окружающей среды на организм человека. Результат деятельности человека по отношению к окружающей природе.

 


7 класс.

1. Физиология человека.

        

1. Выделительная система. Кожа. Значение, функции. Соблюдение гигиены кожи. Уход за волосами и ногтями. Болезни почек. Диабет. Болезни кожи. Эпидермофигия. Признаки и профилактика мочевыделительных заболеваний. Паразитические заболевания кожи. Ожоги, обмораживания и первая помощь при них.

        

2. Дыхательная система. Значение, функции. Заболевание и профилактика заболеваний органов дыхания. Болезни, передающиеся воздушным путем: ОРЗ, грипп, туберкулез. Способы правильного дыхания. Влияние никотина на органы дыхания.

 

Практическая работа: Гигиена жилища. Профилактический массаж против ОРЗ. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательную систему. Первая помощь при утоплении, удушении, заваливании землей, электрошоке. Упражнение для развития голоса.

        

3. Анализаторы. Значение, функции. Нарушение органов зрения (астигматизм, близорукость, дальнозоркость). Как смотреть телевизор. Компьютерные игры. Гигиена чтения, письма. Болезни зрения и слуха. Шум. Профилактика.

 

Практическая работа: Инородные тела в глазах и органах слуха – приемы удаления. Гимнастика зрения.

        

4.Нервная система. Значение, функции. Настроение. Типы характеров. Возможности человека. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на нервную систему.

 

Практическая работа: Упражнения йогов равновесия. Расслабление мышц. Головные боли.

 

2. Основы сексологии. 8ч.

Интимный мир мужчины (1). Интимный мир женщины (1). Тренинг общения (2).

1.     Понятие этикета. Предписание этикета.

2.     Речь как средство общения.

3.

         1. Естественная среда и здоровье человека. (7ч). Медицинская география (геохимические особи и здоровье человека).

         2. Человек и климат. Определения понятия и климат. Влияние климатических условиях. Жизнь в экстремальных климатических условиях. Влияние изменений погоды на здоровье человека. Магнитные бури, метеочувствительность.

         3. Животные  - переносчики заболеваний. (2). Инфекционные и паразитические болезни. Условия, благоприятные для развития массовых инфекционных болезней. Профилактика. Пути борьбы человека с переносчиками заболеваний и последствия этой борьбы для окружающей среды. Вирусные заболевания. СПИД – болезнь века.

 

Практические работы: Обсуждение информации о наличии или отсутствии эндемических заболеваний в своем регионе. Выделение на карте стран наиболее благоприятных. Оценка климата условий совей местности. Ознакомление бурь, днях. Составление графика.

 

8 класс.

 

1. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЯ.

I/ Физическое здоровье. Понятие. Основы регуляции здоровья. Самооценка здоровья. "Размер здоровья" по Н.М.Амосову. Оценка пульса.

2/ Психическое здоровье. Понятие. Нравственность. Общение. По­роки человека. Значение умеренности и воздержания для психичес­кого здоровья. Понятие о психологии. Человеческие темпераменты.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Тесты на психологическую совместимость.

 

2. ОСНОВЫ СЕКСОЛОГИИ. /9ч./

Половое созревание/2ч./. Особенности полового созревания. Менструальный цикл и его физиологический механизм. Понятие о кон­трацепции. Противозачаточные средства и их механизм. Аборт - как причина бесплодия. Проблемы сексуального здоровья. Любовь и его влияние на жизнь.

Половое созревание юношей. Ответственность мужчины перед женщиной. /2ч./

Представление о мужской физиологической и психологической организации /для девочек/. /1ч./

Сексуальный и социальный статус человека /для мальчиков/. /1ч./

Теневая сторона сексуальной жизни человека. /2ч./

Этика поведения в общественных местах. /1ч./

 

3. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ.

Технология сбора, сушки. Лекарственные средства, приготов­ленные из трав. Понятие о витаминах. Способы сохранения витами­нов. Грибы. Ботулизм. Растения и косметика.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ: Изготовление отваров. Методы оптимальной технологии изготовления блюд, консервирования, сушки, засола.

 

4. АНТРОПОГЕННАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Глобальные проблемы человечества. /4ч./

Демографическая ситуация в мире. Истощение природных ресур­сов. Парниковый эффект, выпадение кислотных осадков, возникнове­ние озоновых дыр. Причина возникновения, связь со здоровьем, пу­ти решения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Выяснение информации об источниках кислот­ных осадков в Якутии. Составление карт.



Полный текст материала вы можете скачать по ссылке

Категория: Экспериментальные программы | Добавил: Administrator (28 Сентября 2010)
Просмотров: 1359 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]